Параллельный урок географии

«Мир стал другим!» Это, пожалуй, одна из самых эксплуатируемых на всех уровнях фраза. Вместе с миром преобразилась и география.
В прошлом мне очень нравилась география. Особенно в школьные годы. Сплошная романтика, а не учебная дисциплина — острова, моря, океаны… Пустыни, джунгли, горы, равнины…
А со странами и городами мы на уроках даже игру такую придумали, не бог весть что — надо было за определенное время отыскать столицу какого-нибудь государства, или, наоборот, назвать страну по названию ее главного города. Одно время чуть ли не весь класс «подсел» на это увлечение, эдакий параллельный урок географии. Скрывать не буду, ваш покорный слуга постоянно входил в тройку призеров, молниеносно ориентируясь во всевозможных «киншасах» и «браззавилях». Кое-какие знания живы в моем сознании и по сей день, хотя, понятно, что очень многое в мировой географии за последние годы изменилось до неузнаваемости, и теперь приходится переучиваться заново.
«Мир стал другим!» Это, пожалуй, одна из самых эксплуатируемых на всех уровнях фраза. Вместе с миром преобразилась и география. И дело даже не в том, что Киншасу и Браззавиль (которые мною упомянуты абзацем выше, столицы некогда находившихся на слуху двух государств, имевших одинаковое название Конго) теперь уже редко встретишь в лентах мировых информационных агентств… Самое печальное то, что новости, поступающие из разных уголков планеты, имеют негативный оттенок. И если когда-то в школьные годы при упоминании какого-либо уголка, к примеру, Тихого океана, ты с волнением узнавал из источника информации о том, что там, на краю земли, найден редкий вид земноводного или необычное реликтовое растение, то сейчас, скорее всего, тебе расскажут, что кто-то кого-то подорвал или захватил в плен. И дело не в тенденциозности корреспондентов или самих СМИ, нет, мир действительно изменился, тем самым превратив некогда любимую (мною) школьную географию в нечто иное, зачастую вызывающее эмоции глубоко отрицательного свойства.
Помню, Лондон в шестидесятые годы прошлого века тоже был представлен в наших тогдашних советских газетах, журналах, на телевидении далеко не в самом радужном свете: все-таки один из оплотов мирового империализма, преданный партнер и поплечник Соединенных Штатов. Но тем не менее в памяти остались не воспоминания о каких-то забастовках британского пролетариата, а прогрессивные культурные явления, научные открытия, передовые технологические прорывы.
Сегодня новости из Великобритании, в том числе и из Лондона, словно тиражируются неким зловредным существом из популярного в те же шестидесятые годы мультипликационного фильма «Желтая подводная лодка». То подрыв, то наезд, то нападение, то снова наезд, потом пожар и опять нападение. Или вначале был наезд, потом нападение, подрыв, а позже пожар с многочисленными жертвами?
Лично я уже просто сбился со счета количества террористических актов, трагических происшествий (и их последовательности), произошедших на Британских островах.
Вот опять в ночь на прошедший понедельник на северо-востоке Лондона автофургон наехал на людей, находившихся возле мечети. В результате такого смертельного маневра пострадали ни в чем не повинные люди, вдобавок из машины еще выскочил вооруженный ножом мужчина и набросился на прохожих. Как это ни кощунственно звучит, но для сегодняшней Британии новости по процедуре «брексита» — самые позитивные.
Хотя нет, каюсь, очень хорошая информация британской окраски напрямую связана с прошедшим воскресеньем 18 июня. В этот день легендарному Полу Маккартни исполнилось 75 лет. И при этом человек не просто с вежливостью принимает поздравленья, выслушивая лестные высказывания в свой адрес, но и концертирует, записывает новые композиции!
К слову, мультфильм «Желтая подводная лодка» снят по мотивам песен группы «Битлз», в которой Маккартни играл далеко не последнюю скрипку. Сюжет мультика незатейлив и прост: четверка «битлов» приплывает в захваченную зловредными существами волшебную страну «Сержанта Пеппера» и спасает всех ее жителей. Приплывает из Ливерпуля, что несколько расширяет рамки интересующегося географией читателя. В данном случае я не шучу, намекая на то, что географию в самом деле можно учить по всевозможным событиям, происходящим в мире. В школьные годы мы тоже так поступали. Тогда это приносило радость. Сегодня вряд ли.
Париж моей юности тоже был связан со всевозможными романтическими воспоминаниями, среди которых безобидная кинокомедия «Фантомас» воспринималась как мультик. Тогда мы даже и представить себе не могли, что некоторые фрагменты этого фильма «мутируют» и в качестве реальных событий войдут в жизнь столицы Франции. Пару дней назад там очередное происшествие — автомобиль на Елисейских полях врезался в полицейский фургон. Если кто помнит, нечто похожее было и в фильме «Фантомас».
Помню, в нашей школьной географической игре один из самых сложных моментов для большинства участников состоял в том, чтобы назвать государственную принадлежность Гренландии. Только самые «продвинутые» игроки знали, что этот остров принадлежит Дании. И вот недавно даже оттуда, из арктической Гренландии пришла новость о землетрясении и цунами.
В Португалии и Хорватии уже который день полыхают лесные пожары. Американский студент умер после освобождения из тюрьмы в КНДР...
Конечно, все это уже катаклизмы совсем другого, отнюдь не социально-террористического свойства, но тем не менее, романтические чувства к некогда страстно любимой географии они не вызывают, а, наоборот, губят.
Нет, все-таки должна где-то появиться «желтая подводная лодка» — дабы вернуть географии утраченную романтику.