Национальное беспамятство
Отошли очередные празднества, посвященные Дню Великой Победы. В Москве состоялся военный парад по случаю этого праздника. Беларусь, традиционно проводящая смотр войск в День независимости, отметила его широкими акциями возложения венков и цветов к памятникам и мемориалам воинам, погибшим в той войне, шествиями и митингами, народными гуляниями на улицах и площадях. В общем, праздник прошел в обычном формате, на волне памяти и патриотизма, любви к родине и стремления к тому, чтобы сохранить мир и спокойствие для нее.
Однако, как выясняется, что называется, постфактум, в некоторых бывших советских республиках отношение к этой исторической дате оказалось иным. 8 мая (а не 9-е!) на Украине отмечали как день памяти и примирения. Ну, если с памятью еще можно понять — ведь в годы войны на ее фронтах погибло примерно 1млн 650 тысяч воинов-украинцев, от рук оккупантов — 7 млн мирного населения, 50 тысяч стали жертвами холокоста, — то с примирением возникает полная неясность. «С чем примириться?» — задают вопрос в соцсетях жители самой Украины. С огромными людскими потерями, которые понесла республика от фашистской агрессии? Или же с действиями гитлеровской Германии, войска которой 2 млн 400 тысяч украинцев угнали в рабство, разрушили и сожгли 700 городов и 2800 украинских сел?
По-своему объясняя идеологическую направленность праздника, украинский институт национальной памяти приводит тот факт, что День Победы даже в Советском Союзе не праздновали с 1947 по 1965 год, и он не был выходным днем. И добавляет, что этот день «использует путинская Россия в своей пропагандистской работе».
Подобные заявления сделаны в проекте «Война и миф». Уже одно название его настораживает. И действительно проект направлен «на деконструкцию советских мифов и препятствование использованию истории Второй мировой войны в политических и пропагандистских целях». Наверное, это и значит примириться с действительностью, а все трагичное прошлое забыть.
Но одного не учли украинские институтские ученые. Того, что победой над фашизмом гордятся все народы, принимавшие участие в борьбе с ним. Именно эта общая победа спасла мир от коричневой чумы и позволила им почувствовать свою национальную гордость, причастность к великому делу. Поэтому сейчас и используют плоды и примеры той победы в процессах воспитания молодых поколений в духе патриотизма, привития национальной гордости и миролюбия. И тут странным бы выглядел отказ от таких сильных факторов воздействия на молодежь.
А что в первые послевоенные годы так широко не отмечали этот праздник, объясняется просто: не до празднований было, когда страна лежала в руинах, а население жило в землянках, когда существовала проблема накормить людей. Именно на ликвидацию последствий самой разрушительной войны направлялась энергия и усилия народа.
Нынешнее украинское настроение и отношение к празднику Победы недвусмысленно выказал и «митрополит» Луцкий и Волынский православной церкви Украины Михаил Зинкевич: «Какой сегодня день победы? — вещал с амвона он. — Где здесь украинское величие? Нет сегодня торжества победы, потому что украинец в этой борьбе ни разу не выиграл».
Ошибается их «святейшество». Не выиграли только коллаборационисты и предатели. А наряду с другими национальностями из Украины вышла целая плеяда выдающихся полководцев, выигравших немало сражений в той войне. Среди славных советских воинов 2021 украинец удостоен высокого звания Героя Советского Союза, 2,5 миллиона за мужество и отвагу, проявленную в борьбе с фашизмом, награждены орденами и медалями. Да и в советский период республика считалась самой экономически благополучной. А дал слабину украинский народ в том, что позволил нынче довести страну до состояния зарубежной марионетки, позволил безнаказанно попирать славные традиции свои, подавать голос последователям махрового национализма.
В отличие от соседей Беларусь никогда не позволит предать забвению тот общий подвиг. И потому, что она больше всех пострадала в войне. И потому, что сейчас нацелена на созидание, на единение всего народа. Не случайно в стране объявлен год народного единства.
Однако как в самой образцовой отаре не обходится без паршивой овцы, так и в нашем обществе нашлись те, кому праздник, доставшийся такой ценой, и вовсе не праздник, и память о тех, кто его добыл для нынешних и последующих поколений, — не память. А дата — лишь повод еще раз заявить о своих политических амбициях. Протестный «лидер» взялась поздравлять из-за бугра белорусов с Днем Победы. Но как? «Было бы уместно, если бы Тихановская просто поздравила ветеранов Великой Отечественной войны с праздником, — пишет политолог Юрий Самонкин, — и говорила о подвиге советского народа. Однако она, как всегда, включила свою западную риторику и, помимо Победы, начала говорить о каких-то репрессиях, по сути сравнивая нацистскую Германию с якобы тоталитарным режимом в Беларуси». И далее политолог продолжает: «Хочется задать вопрос: а какой бы была Беларусь при Тихановской? Мне кажется, это была бы разрушенная прозападная страна, в которой бы ущемлялись интересы русскоязычного населения, а про 9 мая Тихановская уже завтра же забыла».
Трудно не согласиться с подобными выводами, поскольку, как известно, за поддержку «протестуны» со своими западными хозяевами собирались расплачиваться нефтеперерабатывающими заводами и другими крупными предприятиями страны.
Подали голос и другие «деятели» оппозиции. Те предлагают праздновать и победу над Наполеоном, и Грюнвальдскую битву, и иные исторические сражения, в которых участвовала еще Речь Посполитая, ерничая над тем, что, мол, там тоже были победы. С такими даже спорить нет желания. Ведь последняя война, не говоря уже о том, что она стала самой кровопролитной, еще живет практически в каждой белорусской семье. И ее трагизм не сравнить ни с каким Грюнвальдом. О своих погибших отцах помнят нынешние бабушки, так же, как и о голоде, холоде, ужасах военного детства. Благодаря им и пока живущим ветеранам младшие поколения знают, как жестока идеология фашизма, к чему приводит ярый национализм. Знают для того, чтобы эти явления не повторились никогда.
А День скорби и памяти павших в той войне у нас в стране есть. И этот день — начало Великой Отечественной, о котором будем вспоминать в 80-й раз. В отличие от тех, кто страдает национальным беспамятством.