$
2.9658
3.4789
3.7731

Жизнь как чудо

«Мир был таким первозданным, что многие вещи не имели названия и на них просто тыкали пальцем». Помните, так начинался роман «Сто лет одиночества»? И хочется иногда оказаться в мире, где ты будешь удивляться всему. Нам так не хватает чуда в нашей суете. Наш мир далеко не первозданный, и мы сами чувствуем себя столетними стариками. Может, нам всем в качестве психотерапии следует выдавать билеты на шоу иллюзионистов? Так хочется ахнуть от увиденного своими глазами чуда! И не важно, что это иллюзия.

В шоу «Минута славы» на российском канале могилевчанин Виктор Шишко выступил с номером, где огромный вентилятор буквально заглатывает двух девушек. Под мрачную музыку к изумлению зрителей от красавиц не остается и следа. Один из членов жюри задал вопрос: «Все замерли. Это та реакция, на которую вы рассчитывали?» «Я думаю, именно та, – ответил иллюзионист. – Я думаю, этот номер не должен вызывать бурных аплодисментов. Есть заблуждение, что аплодируют громко в искусстве иллюзии эффектным номерам. Но на самом деле загадочным номерам аплодируют меньше, потому что некоторое время люди должны еще немножечко сопереживать и оставаться где-то там, за гранью того, что называют магией».

– В нашем жанре невозможно изобрести что-то новое: есть появление и исчезновение людей и предметов, превращение одних предметов в другие. Да, мои номера основываются на работах предшественников. Но творческий человек должен создать что-то свое, привносить новое, иначе артист ничего не стоит в этом мире. А не повторять, как обезьянка, чужие трюки. Самое важное – идея номера. Взять тот же «Вентилятор». Когда девушку засасывают лопасти, я пытаюсь ее вытянуть – и зритель видит, что от ее туловища осталась половина. Обычное «распиливание» выглядело бы банально. А так удалось соединить знакомый эффект с необычными обстоятельствами – и неназойливо удивить зрителя. Как говорил мой любимый Луи де Фюнес: «Зрители приходят, чтобы увидеть, как необычные люди в необычных обстоятельствах делают что-то необычное». А вот то, как погрузить зрителя в этот мир, каждый артист изобретает сам.

«Черная магия и ее разоблачение»

– Сейчас мы работаем над новой программой. Всех карт раскрывать не стану, но скажу, что это будет настоящее театральное действо с эффектными трюками. Мой герой – это собирательный образ: в нем будет что-то от Воланда, Лектера Ганнибала из «Молчания ягнят». Разоблачение будет, но не такое жесткое, как в «Мастере и Маргарите». Разговор со зрителем пойдет на важные темы, я хочу заставить зрителя сопереживать истории на сцене.

– А зачем нужно сопереживать? Ведь зритель придет смотреть на фокусы.

– Искусство иллюзиониста – это не балаганщина. Я работаю не с ящиками. Моя задача – погрузить зрителя в эмоции, как в кино. И мне хочется поговорить со зрителем о серьезных вещах, затронуть глубокие струны души.

Работа идет и над дизайном декораций. Мы хотим уйти от светодиодного «задника»: он создает ощущение искусственности, а я хочу, чтобы зритель погрузился в мир, который мы будем создавать на сцене. Идею рисую я в своем воображении, а потом ищу исполнителя. Мое главное требование – качество. Я отвечаю за свое шоу от и до. Я не могу сказать в оправдание, к примеру, что трюк был уникален, но зритель не смог его оценить по достоинству из-за некачественного сценического света. Подготовка новой программы отнимает все время, мы с командой должны самоотверженно потрудиться, чтобы на сцене свершилась магия. Это очень серьезные вложения, но я в своей работе придерживаюсь творческого альтруизма. Вся прибыль инвестируется в новые идеи, в совершенствование шоу. На мой взгляд, в современном иллюзионизме наблюдается деградация именно по той причине, что артисты сливаются с обществом потребления. Конечно, тяжело отказаться от соблазна заработанные деньги не потратить на особняк или яхту. Но цель творчества – самоотдача. И иначе никак. Я хочу, чтобы, придя на мое шоу, зритель был настолько впечатлен, что посоветовал бы его посмотреть друзьям. Я лично так поступаю. Я впитываю творческую энергию от талантливых людей. Очень был впечатлен спектаклем БДТ с Олегом Басилашвили и Алисой Фрейндлих «Дядюшкин сон». Из постановок могилевского театра смотрел дважды «Время секонд-хенд»: этот спектакль меня задел и заставил переживать противоречивые эмоции.

Иллюзионист, как канатоходец: как бы ни отрепетировал номер, стоит расслабиться на сцене, проявить разгильдяйство – пострадает и шоу, и артист. Однажды во время представления девушка по сценарию засыпала в воздухе, падала, и ассистенты должны были поймать ее на руки. Но то ли одного из них ослепило прожектором, то ли он просто зазевался, но я по звуку понял, что артистка упала на пол. Обошлось без травм. В наших шоу много опасных трюков, а наши топоры, гильотина вовсе не бутафорские, иначе невозможно вызвать у зрителя эмоции.

Магический реализм

– Фокусы я показывал еще в школе со своим другом, он и сейчас в моей команде. А первыми зрителями были наши брат с сестрой. Смотрел фокусы того же Амаяка Акопяна по телевизору и пытался повторить. Прежде чем выйти на большую сцену, я отработал около тысячи концертов в школах, садиках, пионерских лагерях. Это был и опыт, и первые инвестиции в шоу. Учился в колледже музыки и хореографии, затем на кафедре музыки в Витебском госуниверситете. Играю на баяне, фортепиано, бас-гитаре. Музыку к своим шоу подбираю сам: это не просто звуковой фон, все должно быть гармонично. Первые инструменты мне покупал дедушка. Он был очень творческим человеком: играл на мандолине, любил путешествовать.

Я и артист, и постановщик, и администратор, и изобретатель трюков. Мы со своим шоу снимались в телепроектах в Италии, Франции. Есть приглашение в Америку, однако пока все силы уходят на подготовку нового шоу. Но я больше люблю выступать перед русскоязычной публикой: у нас общий менталитет, они понимают мой юмор, мне проще импровизировать. Я люблю умного зрителя. Это ошибочное мнение, что пьяного обмануть проще. Нет, зритель глупый, как тот же ребенок, просто иногда не поймет, а в чем был фокус? Еще один миф, что иллюзионное шоу для подростков. Мои представления – как шляпа фокусника с двойным дном: дети и взрослые видят одну картинку, но с разных ракурсов.

Почему люди любят фокусы? Потому же, почему они ходят в кино и театр. Наша жизнь порой  прискорбна, а в мире слишком много бесчеловечного. И хоть на время люди хотят отвлечься и погрузиться в другой мир – в мое Зазеркалье на сцене, где жизнь похожа на добрую сказку. Ведь добрые адекватные люди стремятся к свету и недостижимому идеалу. Мы с годами становимся такими «образованными», что теряем ощущение восторга и чуда, которое испытывали в детстве. Что касается моего внутреннего состояния во время шоу, то я целиком и полностью ухожу в образ волшебника и оказываюсь в том самом магическом Зазеркалье. И мне очень повезло в жизни, что я могу перейти эту грань и оказаться в другом мире.

Читайте также