Без права на жизнь

Политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны – это карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, гетто и другие места принудительного содержания, показательные казни, в том числе мирного населения, и устрашающие виселицы в населенных пунктах. Все это пришло в Беларусь 22 июня 1941 года. Оккупанты не щадили никого: ни детей, ни женщин, ни стариков. Особенное рвение фашисты проявляли в отношении родственников бойцов Красной армии, партизанских отрядов.
Есть в Кличевском районе деревня Усакино, где нашла свое последнее пристанище семья командира военного полигона Красной армии.
– В ходе расследования уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками и их пособниками, преступными формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР геноцида прокуратурой Кличевского района проведены встречи с жителями деревни Усакино, в ходе которых получена информация о том, что местная жительница – учитель начальных классов Дмитриевской средней школы Ирина Шарова обладает сведениями об обстоятельствах геноцида мирного населения названной деревни, – рассказал прокурор Кличевского района Александр Терещенко. – 17 мая 2022 года от женщины были получены свидетельские показания.
– Это было поздней осенью 1941 года, – тихо начала свой рассказ Ирина Шарова. – В один из холодных дней, под вечер, в Усакино нагрянули немцы вместе с полицаями, чтобы расправиться с семьей командира воинской части, которая до войны располагалась в окрестностях деревни. Семья квартировала у одного из местных жителей и состояла из троих человек (матери, жены Анны Коган и 4-летнего племянника Анны). Они только что возвратились из леса, где прятались в дневное время, так как в деревне находиться было опасно. Услышав выстрелы, молодая женщина, на которую карателям поступил донос о том, что она жена красного командира, бросилась бежать через улицу к речке. Там и была застрелена. Мать и маленький мальчик пытались укрыться в конце огородов, но были пойманы и зверски убиты прямо возле сарая. Тела пролежали на земле несколько дней, ведь местные жители были запуганы настолько, что понадобилось трое суток, чтобы они набрались смелости и похоронили убитых, выждав, когда каратели ослабят свое внимание. Анну Коган хоронили впопыхах, не на сельском кладбище, а прямо за деревней, на окраине леса. Пожилую женщину и ребенка – возле сарая, где они пытались спрятаться. Место их захоронения точно не установлено. Несмотря на то, что моей маме на момент трагедии исполнилось всего семь лет, страшные события врезались в ее память на всю жизнь. Запомнила она и место захоронения Анны. Когда я подросла, мама рассказала мне о расстреле ни в чем не повинных, беззащитных людей – двух женщин и ребенка. Вместе с соседской девочкой мы, будучи школьницами, ухаживали за могилой жены красного командира.
Прокуратурой района из Кличевского краеведческого музея были истребованы письменные воспоминания Зинаиды Васильевны Альшевской об обстоятельствах гибели и месте захоронения Анны Коган, которые полностью подтвердила еще одна жительница деревни Усакино Анастасия Ивановна Русакевич.
– В мае прошлого года прокуратурой Кличевского района с применением фото- и видеосъемки проведен осмотр участка местности вблизи деревне Усакино, – продолжил Александр Терещенко. – В ходе осмотра из-под слоя земли извлечены костные останки, которые согласно заключению судебной медико-криминалистической экспертизы принадлежат одному человеку женского пола, биологический возраст которого мог составлять около 20–25 лет, давность захоронения свыше 70 лет.
Не допустить забвения
В конце мая 2022 года в Кличеве в сквере у братской могилы воинов 348-й стрелковой дивизии и бойцов 277-го и 752-го партизанских отрядов состоялось перезахоронение останков Анны Коган. На скорбном месте в память о погибшей установлена надгробная плита. Обращаясь к участникам митинга-реквиема, заместитель прокурора Могилевской области Андрей Волков подчеркнул важность сохранения исторической памяти о жертвах войны.
Фашистское иго и деревня-партизанка
Кличевский район был оккупирован 3 июля 1941 года. Первые группы сопротивления на территории Кличевщины (по неполным данным) возникли в лесных массивах у населенных пунктов: Кличев, Вирков, Березовое Болото, Усакино. В районе райцентра были сформированы инициативные группы под руководством Якова Зайца, Петра Викторчика, Анисима Бая, группа офицеров-окруженцев Тайчера, Тимофея Бородина 277-го танкового полка; в районе деревни Вирков противостоял фашистам отдельный отряд «Макара». Наибольшее количество патриотических групп народных мстителей возникло в лесном массиве в районе деревни Усакино. Недаром ее называли «деревня-партизанка». Здесь действовали группы военнослужащих – окруженцев (Орлов, Ляпкин, Гармус); окруженцев 628-го артполка 161-й стрелковой дивизии (Александр Лапшин); 29-й моторизованной дивизии (капитан Коленченко); под командованием Григория Павлова (затем группа переросла в партизанский отряд №61 и была включена в состав Кличевского оперативного центра).Такие таблички устанавливали гитлеровцы на границе партизанских зон.
Деревня Усакино завоевала славу партизанской столицы края. Большинство важных событий партизанской жизни связано именно с этой деревней.
– В героической летописи времен Великой Отечественной войны партизанам Кличевщины принадлежит своя особая страница славы. Тихий и мирный край с первых дней войны стал краем активного сопротивления вражескому насилию, организующим и руководящим центром партизанского движения на Могилевщине, – рассказала старший научный сотрудник Кличевского краеведческого музея Лидия Ачинович. – Местом, где созревало и откуда ширилось это движение, стали Усакинские леса – тысячи гектаров лесов и болот, протянувшихся через весь район. Материалы историко-документальной хроники Кличевщины свидетельствуют: для того чтобы заглушить сопротивление народных мстителей, фашисты неоднократно осуществляли крупномасштабные операции по блокаде партизанского района, в зоне которого находилась и деревня Усакино. Для запугивания населения проводились карательные акции.
Подтверждают это и слова Ирины Шаровой, которая рассказала о воспоминаниях своей бабушки Анны Ивановны Заяц: «О приближающихся блокадах жителей Усакино и других близлежащих деревень предупреждали партизанские связные. Люди (а это были в основном старики, женщины и дети) укрывались в лесах неделями, а то и месяцами. Приходилось жить в наспех сложенных из тонких бревен землянках-куренях. Воду брали из ям, выкопанных в низких местах, зимой топили снег. Ни соли, ни хлеба не было. Питались картошкой, а то и просто зерном, так как разводить костры было опасно. В периоды между блокадами усакинцы пробовали возвращаться в родные дома, но жить было негде, все было сожжено. Поэтому после блокады 1942 года и вплоть до освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков жители укрывались в лесу».
По свидетельству старожилов, в деревне Усакино каратели появились в конце июля – начале августа 1941-го. Вели себя как полноправные хозяева. Первой карательной акцией в деревне стало уничтожение части мирного населения за нападение на немецкую грузовую машину в урочище Ченовище недалеко от деревни. Фашисты выгнали все население деревни и в назидание остальным расстреляли перед строем пятеро мужчин.
– Фразе «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», сказанной великим полководцем Александром Суворовым, уже более 200 лет. Но, узнавая новые факты о геноциде белорусского народа, хочется продолжить: «пока не отдана последняя почесть каждому мирному жителю нашей страны, погибшему в годы Великой Отечественной войны». Именно на это и направлено расследование уголовного дела, возбужденного Генеральной прокуратурой РБ, к которому присоединилась вся Беларусь – от поисковых отрядов, ведущих раскопки, до школьников, создающих тематические экспозиции, – резюмировал заместитель прокурора Могилевской области Андрей Волков.
Счет к фашистам и их пособникам огромный, а людская память – вечна. И нет благороднее миссии, чем сохранение исторической правды во имя мирного будущего.5 августа 2021 года после реконструкции был открыт мемориальный комплекс партизанской славы «Усакино», созданный в 1985 году методом народной стройки.
– Сегодня, восстанавливая связь времен, мы собрались на героической земле, обагренной кровью наших партизан и воинов Красной армии, – сказал глава Администрации Президента Игорь Сергеенко во время открытия комплекса. – Этот монумент – символ стойкости, мужества и героизма. На плитах братских могил имена более четырех сотен погибших народных мстителей, и работа по установлению погибших продолжается.
Юлиана ШУПЛЕЦОВА.
Фото облпрокуратуры и из открытых источников.
* Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.