Многоэтажка под «шубой»

В зимней жировке за «коммуналку» особо привлекает внимание счет за тепло — это самая дорогая услуга. В то же время население оплачивает лишь около 20% от себестоимости тепловой энергии. Остальные 80% субсидируются государством. Нынче перед экономикой стоит задача уходить от так называемого перекрестного субсидирования, когда жители страны платят за «коммуналку» меньше, а предприятия и организации — больше. Это означает, что тарифы на тепло для населения будут расти.

Ежегодно жилищно-коммунальные услуги дорожают примерно на 5 долларов, из них 3 приходится на тепло. Но можно и сэкономить за счет регулирования подачи тепла, а также утепления дома. Тем более, появилась для этого хорошая возможность — президентский указ № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных домов», в котором определен механизм тепловой модернизации домов и порядок долевого участия граждан. Документом предусматривается широкий круг источников финансирования, в том числе средств собственников жилья, местных бюджетов, международных финансовых организаций (Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития и других).

В первую очередь тепломодернизация будет проводиться в домах, построенных до 1996 года, они, как правило, имеют низкий уровень теплоизоляции и потребляют вдвое-втрое больше тепловой энергии, чем современные постройки. По предварительным подсчетам специалистов, принятые меры позволят обеспечить экономию энергии в таких многоэтажках на 40 и более процентов. Пилотные проекты по реализации президентского указа предполагается осуществить в будущем году в Могилевской и Гродненской областях. Почему именно там?

— Учитывались в первую очередь настроение и активность людей, — говорит начальник Могилевского обл­управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Александр Баргатин. — Перед выходом указа мы провели опрос жителей области, обходили дома с вопросом «Хотели бы вы, чтобы (в том числе за счет определенных средств собственников) была проведена тепловая модернизация жилья». В нашей области наибольшее количество опрошенных сказали «да». Кроме того, Могилевщина продуктивно работала с тем же Всемирным банком по реализации ряда проектов по энергосбережению — например, в сферах образования и здравоохранения. Кстати, Всемирный банк на эти цели предоставляет дешевые кредиты — под ставку 1—2% годовых. Надеемся на плодотворное сотрудничество с международными финансовыми организациями и по тепловой модернизации жилья — для участия в этом проекте уже выбрано около 100 домов в Могилеве, Бобруйске, Осиповичах и Быхове.

Из них 25 многоквартирных домов находятся в Могилеве, 34 — в Бобруйске. Как правило, это панельные строения 70—80-х годов — лидеры по энергопотреблению. Основная задача модернизации — довести параметры удельного теплопотребления до уровня не выше 90 кВт. ч на 1 «квадрат» жилья в год. По данным коммунальников, такому уровню соответствуют лишь 111 домов из 3284 домов, имеющихся в области. Вместе с тем в 830 домах этот показатель составляет от 161 до 200 кВт. ч в год, в 1442 зданиях — от 121 до 160 кВт. ч. В свое время тепловая модернизация включалась в перечень работ, выполняемых при капремонте, но с 2016 года она не проводится. Утепление фасадов за счет бюджетных средств стали делать только в случае подтвержденного экспертизой промерзания квартир, причем стены в местах промерзания утепляют не до оптимального параметра удельного теплопотребления (90 кВт. ч в год), а до проектных значений, действовавших на момент постройки дома. Так что, резонно подчеркнули коммунальники, дешевле и удобнее тепловую модернизацию проводить именно при капремонте здания.

— Такая модернизация — это не только утепление стен, — отметил Александр Баргатин. — Она может включать в себя и реконструкцию систем отопления и горячего водоснабжения, устройство приборов индивидуального учета и регулирования тепла и многое другое. Рекомендации, что конкретно нужно сделать в том или ином доме по повышению его энергоэффективности, специалисты дадут после обследования зданий.

На общих собраниях жильцам предложат 2 пакета строительных работ. Первый из них будет включать комплекс мер, на реализацию которых предварительно предусмотрена 30-процентная государственная субсидия: предполагается создать автоматизированные тепловые пункты, установить терморегуляторы и модернизировать трубы системы отопления, заменить входные двери и окна в подъездах. Во второй — расширенный пакет — включены теплоизоляция кровли, наружных стен и перекрытий над подвалом, а также замена окон в отдельных квартирах. В обоих вариантах возможно и внедрение систем индивидуального учета тепловой энергии.

Общая стоимость работ будет, понятно, зависеть от их вида и объема. Как подчеркнули в областном ЖКХ, жильцы и собственники нежилых помещений начнут оплачивать работы только после их завершения — на первоначальном этапе затраты понесет бюджет. Специальный фонд будет сформирован из средств, поступающих от приватизации жилых помещений (не менее 10%), отчислений на капремонт (не более 10%) и других источников. Президентским указом установлен также порядок возмещения средств жильцами — в размере не менее 50% от затрат ежемесячно равными долями в течение 10 лет. При этом местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право продлить социально уязвимым и малообеспеченным гражданам срок возмещения затрат до 15 лет. Планируется также поддержать граждан и путем предоставления безналичных жилищных субсидий, которые полагаются в тех случаях, если на оплату жилищно-коммунальных услуг приходится 20% совокупного дохода для проживающих в городе или поселке городского типа и 15% для тех, кто живет в сельской местности. Платежи будут зависеть от площади квартир. По предварительным расчетам специалистов, для двухкомнатной квартиры в 48 «квадратов» эта сумма составит около 1 базовой величины (25,5 рубля) в месяц. Но поскольку оплата будет производиться после завершения тепловой модернизации, то погашать жильцы эти суммы будут, по большому счету, за счет экономии на отоплении. Ну, а затем сумма в жировках станет значительно меньше.

Окончательно механизм возмещения собственниками средств определит постановление Совмина, которое ожидается к 4 декабря текущего года, после чего вступит в силу и действие указа №327.

Решение о тепловой модернизации будут принимать только жильцы дома на общем собрании. Для принятия его необходимо не менее 2/3 голосов. Если согласие будет получено, то такое решение станет обязательным для всех. С каждым собственником подпишут специальный договор, причем отказ от него не освободит от возмещения затрат, которые будут включены в жировку.

— Составлен график проведения общих собраний с жильцами домов, — говорит Александр Баргатин. — Первые такие встречи должны быть проведены до конца октября, с 1 ноября предполагается начать обследование домов для разработки проектов тепловой модернизации. На сегодняшний день проведены свыше 50 собраний в Могилеве, Бобруйске, пока согласие на реновацию дали жильцы одного из домов на улице Белинского областного центра, но это только начало разъяснительной работы с людьми, собрания с жильцами будут проводиться и в дальнейшем.

По словам замначальника облуправления по надзору за рациональным использованием ТЭР Александра Маслова, первый вопрос, который задают люди на общих собраниях, — когда будет проведен кап­ремонт дома. Доводы, что его выгодно проводить с тепловой модернизацией, часть из них — особенно люди пожилого возраста — воспринимают осторожно.

— Мы ведь платим деньги на капремонт, — сказала после общего собрания могилевчанка, проживающая в одном из домов на улице Кутепова. — На мой взгляд, если речь идет об утеплении стен, то эти работы нужно включать в капремонт, люди не виноваты, что живут в «холодных» домах. Все ли семьи готовы дополнительно платить за «коммуналку» свыше 20 рублей в месяц?

Специалисты в свою очередь напоминают, что за счет средств, накапливаемых на капремонт, можно только восстановить технические свойства старых многоэтажек, на утепление же фасадов «капремонтные» деньги тратить нельзя. Все-таки, как известно, более 95% жилфонда в нашей стране приватизировано, и о создании более комфортных условий для проживания собственники должны, по большому счету, заботиться сами. В то же время государство предлагает поддержку в финансировании тепловой модернизации. Безусловно, колебания некоторых собственников по поводу платы за эти работы связаны с низкими тарифами на тепло. Но какими они станут «завтра»?

Недавно специалисты обл­управления по надзору за рациональным расходом ТЭР вернулись из командировки в Литву, где уже давно реализуют программу повышения энергоэффективности жилья — аккурат к 2020 году она должна быть завершена.

— Огромные счета за отопление, которые стали получать литовцы, привели к тому, что они решили: хватит жить в продуваемых ветрами многоэтажках, — рассказывает Александр Маслов. — Все поняли, что уменьшить затраты энергии и суммы в жировке можно только за счет реновации. При разработке механизма тепловой модернизации в Беларуси учитывался и литовский опыт, там тоже использовались средства государства, жильцов и банков. Мы побывали в панельной пятиэтажке, построенной в советские времена —после проведения тепловой модернизации параметры теплопотребления снизились с более чем 200 до 74 кВт.ч на квадратный метр в год, и жильцы стали платить за тепло значительно меньше.

Так что вряд ли нам, жильцам, стоит бояться участия в финансировании тепловой модернизации. Перефразируя известное изречение, мы не настолько богаты, чтобы позволить себе дома в плохом состоянии.

Читайте также