$
2.9658
3.4789
3.7731

30 лет институту президентства. Начало пути

08.07.24

На фото: Бюллетень для голосования в первом туре. В нем требовалось оставить своего кандидата, а остальных – зачеркнуть.

23 июня – важная дата в истории суверенной Беларуси. 30 лет назад состоялся первый тур первых президентских выборов. 

Хотя претендентов на пост лидера страны было шестеро, среди них выделялся один кандидат – Александр Лукашенко, 39-летний депутат парламента, сильная и яркая личность, переживающая за судьбу своих сооте­чественников. Его предвыборная программа в 1994-м называлась «Отвести народ от пропасти». Основные цели: остановить рост цен и обнищание людей, борьба с коррупцией и разгром мафиозных структур, правящих в государстве. 

Александр Григорьевич ратовал за восстановление на равноправной и взаимовыгодной основе связей с республиками бывшего СССР. 

В отличие от своих конкурентов, обращаясь тогда к избирателям, Александр Лукашенко был предельно с ними честен. Он не обещал молочных рек и кисельных берегов. Но предупреждал: предстоит большая и трудная работа, которую никто, кроме нас самих, не сделает.

В нашем специальном проекте "Время первых" мы расскажем, какой нелегкий путь пришлось преодолеть Александру Григорьевичу, чтобы не только спасти и сохранить страну, но и стать всенародно любимым Батькой!

Институт президентства. Начало пути

Введение института президентства стало важной политической вехой в истории молодой независимой республики. Статус лидера страны был прописан в новой Конституции 1994 года и стал наиболее дискуссионным вопросом среди депутатов Верховного Совета Республики Беларусь. Тогда выявились три позиции. 

Первая сводилась к тому, что институт Президента жизненно необходим республике. В результате будет обеспечено не только оперативное решение вопросов и персональная ответственность, но и ускорение реформ, особенно, по словам депутата Е. Глушкевича, в той «вакханалии, в которой мы с вами находимся». Несколько позже в пользу президентства в одном из своих интервью высказался известный в Беларуси политолог, профессор В.А. Мельник, считая, что «скрытое президентство» существовало и ранее в Советской Белоруссии в лице Первого секретаря ЦК КПБ, под руководством которого фактически действовало правительство. Страна нуждалась, по его мнению, в поистине полноправной, дееспособной и мобильной исполнительной власти, каковой она и является при президентской форме правления.

Вторая позиция сводилась к следующему: институт Президента необходим, но лишь в том случае, если будет соблюден баланс властей, введена система сдержек и противовесов. 

Сторонники третьего подхода выступали против введения поста Президента. Их идеалом была сильная парламентарная республика. Выражали это мнение представители оппозиции.

Согласно принятой Конституции, Президент – первое в стране должностное лицо, глава государства и исполнительной власти (ст. 95), избираемый населением на основе всеобщего избирательного права. Но в то же время функции руководителя государства в рамках узаконенных норм выполнял и Верховный Совет, который являлся высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти (ст. 79). Верховный Совет создавал правовую основу государства, определял основные направления внутренней и внешней политики республики (ст. 83). Таким образом, параллельно с Президентом коллективным руководителем государства являлся и Верховный Совет. Ряд функций, которыми Конституция Республики Беларусь наделила Верховный Совет, делал последний весьма сильным противовесом Президенту. Верховный Совет обладал правом давать толкование Конституции и законам, осуществлять контроль над исполнением принимаемых законов через специальный орган – Контрольную палату. В полномочия Верховного Совета входили такие важнейшие вопросы государственной жизни, как образование Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, избрание составов Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Хозяйственного суда, Генерального прокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты, Председателя и членов Правления Национального банка, дача согласия Президенту на назначение и освобождение от должности премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председателя КГБ и т.д. 

Конституция предоставила Президенту сильные рычаги власти, но использовать их он мог в основном во взаимодействии с парламентом и под контролем парламента. 

Таким образом, по Конституции 1994 г. Верховный Совет как законодательная ветвь власти «возвышался» над исполнительной властью. Разделив власть подобным образом (с учетом неавторитетности в стране политических партий), Конституция сделала конфликт между Президентом и парламентом потенциально неизбежным.

Кстати, у большинства членов Верховного Совета возникла опасность потери власти, что подтолкнуло их выдвинуть на этот пост «своего» кандидата, в роли которого выступил премьер-министр Кебич. Из Минска пошли в районы «рекомендации» создавать инициативные группы в поддержку этого кандидата в Президенты Беларуси. Но усилия оказались тщетными...

Народ сказал свое слово

23 июня 1994 года Александр Лукашенко победил в 111 из 118 районов, набрав 45% голосов. Больше всего за него проголосовало в Могилевской области (63%), особенно в ее северных районах, где в ряде случаев он получил 2/3 голосов участвовавших в выборах. На родине будущего президента, в Шкловском районе, за земляка проголосовало 85% населения. 

Результаты первого тура вызвали у правящей номенклатуры настоящий шок, от которого она так и не смогла избавиться. Ее действия не имели какой-либо осмысленной стратегии и лишь продолжались как бы по инерции.

Второй тур выборов состоялся 10 июля. Практически весь электорат выбывших в первом туре кандидатов целиком перешел к Лукашенко. То есть многие даже не его сторонники голосовали против Кебича, надеясь хоть на какие-то перемены в жизни страны. В результате Александр Лукашенко получил поддержку 80,34% граждан Беларуси, имеющих право голоса.

Почему победил Лукашенко?

Воспринимая государство как решающий фактор своей жизни, люди ждали от центральной власти решения своих проблем. Но оказалось, что руководители республики уже не могли управлять по-старому, но на обновление не хватало ни энергии, ни воли, ни интереса. Власть в стране находилась в полной растерянности.

В этих условиях возрастали надежды на то, что в конце концов найдется лидер, у которого будут и энергия, и воля, и интерес, чтобы навести в стране элементарный порядок. Кстати, по социологическому опросу, проведенному в середине 1994 г. социологической службой «Общественное мнение», 60% из числа опрошенных хотели, чтобы таким лидером стал первый Президент.

 

Читайте также