$
3.1261
3.4606
3.6611

Чемодан. Вокзал. Беларусь!

София всю жизнь прожила в Европе. Там она подверглась гонению за поддержку России. В начале ноября приехала в Могилев, попросила политического убежища.
 
София Васильевская – уроженка Латвии. В детстве она и не задумывалась о том, что когда-нибудь покинет страну, в которой родилась. Но политические обстоятельства вынудили ее оставить отчий дом в 17 лет. За это время она объездила Европу, увидела свет, но при этом не утратила себя. Как бы ни было тяжело, София всегда поддерживала Россию и Беларусь. Но европейцы были против такого постоянства. Девушку увольняли с работы, запугивали различные спецслужбы, угрожали в Интернете. К ее родителям заявлялись с проверками, социальные сети блокировали, а личные данные сливали в Сеть. В конечном счете она приехала туда, куда все эти годы тянуло душой – в Беларусь, в город Могилев. 
 

Прощай, Латвия… 

«Я понимала, что это конец и будущего в этой стране у меня уже не будет» 

София отмечает, что 90-е годы для Латвии выдались нелегкими. В стране с «чужими» не церемонились, а русских всегда выделяли. При этом девушка была родом из самой русскоязычной области – Латгалии, где жители считаются чуть ли не «последним сортом человека». Тогда Соня была ребенком, но уже задавала вопросы учителям, почему русских не любят. Те, конечно же, прятали глаза и отмалчивались. София отметила: тогда все чувствовали, что назревает нечто страшное… 
Предчувствия оправдались. В 2004 году Латвию приняли в Европейский Союз, который наступил тяжелым сапогом на зачаток свободы. Отныне стране заклеили рот и обязали служить американскому орлу. «Люди не хотели этого «союза». На мнение народа наплевали. Тогда я почувствовала, что это будет беда для страны, – отметила София. – За школьной партой постоянно шли разговоры, кто куда уедет, а не пойдет учиться после школы. Поняла и я, что не стану исключением, потому что не хочу жить в государстве, где все рушится и происходит деление на тех, кто говорит на русском и кто на латышском». 
После девушка без тени сомнений произнесла жесткие слова, которые показали, что у нее есть стержень и сформировался характер: «Когда ты покидаешь свою страну, то ты, наверное, делаешь это потому, что больше ее не любишь. А как можно любить страну, которая не любит меня?»
 В 17 лет София уехала из Латвии, чтобы «построить дальнейшую жизнь». Больше в родной дом на постоянное проживание она не вернулась. 
 

Новая жизнь в Германии.

«Ты можешь говорить на идеальном немецком, но если у тебя русская фамилия, то это штамп на всю жизнь»

Германия встретила Софию отнюдь не с распростертыми объятиями. В стране не признавались латвийские документы, приходилось все начинать сначала. Уходило много денег и сил. После бумажной волокиты все вроде бы вошло в определенное русло. Казалось, все хорошо и все нравится. Но с каждым годом Германия раскрывалась с других сторон. Обнаруживалось то, с чем София не могла мириться. 
 
«Я начала понимать, что в Германии слишком много свободы там, где в ней нет надобности, и слишком мало свободы там, где она должна быть, – сказала девушка. – Начала нагнетаться ситуация, которая изменила мое отношение к стране. В 2014 году произошла большая паника по поводу украинского конфликта, когда пытались очернить Президента России Владимира Путина. Естественно, я этого не понимала. Отмечу: в это время и латгальцы смотрели на наших соседей – Беларусь и Россию – и понимали, что хотели бы себе такое же правительство, но его, к сожалению, не было. По этим причинам, когда пытаются исказить  и показать не в лучшем свете ту же правду, то тебе становится очень некомфортно. В Германии к русским появилось неприязненное отношение. Ты можешь говорить на идеальном немецком, но если у тебя русская фамилия, то это штамп на всю жизнь. Даже если ее сменишь, то все равно не отделаешься, потому что общество знает, что ты – русский. Они принимают итальянцев, турок, но не нас. Видимо, какая-то обида сидит в них со Второй мировой войны. Ты это чувствуешь… Конечно, не все они плохие, но это массовое настроение. Немцы – хозяева на своей территории, поэтому они могут командовать тобой и давить на тебя. Так было всегда. Наши люди, которые думают, что они будут восприниматься европейцами как равноправные, если уедут из стран СНГ, глубоко ошибаются, кто бы что ни говорил о толерантности и демократии». 
 
София заметила, что Германия скоро дошла до того экономического и политического пика, что превратил жизнь девушки в невыносимую ношу. Тогда она решила, что начинает новый путь в другой стране…
 

Суровая Австрия.

Жесткая цензура СМИ 

Австрийская Республика на момент переезда Софии была проще и свободнее, чем Германия. Но девушка столкнулась с повторением немецкого сценария. Изначально все хорошо, а потом туристическое блаженство развеивается. Взгляд фокусируется на том, чего раньше не замечал. Девушка столкнулась с тем, что и в Германии, и в Австрии существует жесткая цензура СМИ. «Хоть в Европе работают частные издания и каналы, но налоги людей все равно направляются журналистам, которые обслуживают американскую позицию. Об этом знают все местные. Правду по телевизору тебе не покажут», – отметила она.
 

Аккаунт в «ТикТоке» 

В Австрии София начала вести аккаунт в «ТикТоке», который стал возможностью высказаться о беспределе, творящемся в Европе. Девушка назвала эту платформу единственным средством, которое «дает возможность черпать информацию со всего мира». «Я разговариваю на семи языках, поэтому не исхожу из того, что мне говорят одни немцы, австрийцы и русские. Слушаю все и везде, а потом делаю определенные выводы. По этой причине назвать меня пропагандистом чего-то будет некорректно», – подчеркнула София.
 
Девушка начала набирать популярность, а на ее аккаунт подписывались люди с различными взглядами. «Среди подписчиков есть те, кто со мной согласен, и те, кто нет. Я заметила, что со временем на мои видео начали набрасываться бандеровцы, вся та масса, которая заполонила Европу». 
 

Снос памятников   в Латвии.

«Я стыжусь быть гражданином этого государства, и латвийский паспорт в данный момент является клеймом для меня»

Пришел тот день, когда стали вести разговоры о сносе  памятников в Латвии. София отметила, что это ее личная боль, о которой она не могла молчать. В своем аккаунте в «ТикТоке» она объявила, что демонтаж памятников советским воинам неминуем и нужно бить тревогу. Тогда ее обвинили во вранье и провокациях. «Писали такие комментарии нацисты, которые, конечно же, есть в Латвии. Через полгода это сбылось... Много людей, которые берегут память о советских воинах и о Великой Победе, негодовали. Тогда я записала видео, где высказала все, о чем думаю. Ролик набрал более 500 тысяч просмотров. Понимаете, для Латвии – это четверть населения, – отметила София и добавила: – Тогда высказала жесткую фразу о том, что я стыжусь быть гражданином этого государства и латвийский паспорт в данный момент является клеймом для меня. Я никогда не откажусь от своих слов, потому что страна, которая собственноручно сносит свою историю, – для меня предатель». 
 
Прямолинейность девушки не понравилась латвийским националистам. В социальных сетях ей строчкогонили «излюбленную» фразу: «Чемодан, вокзал, Россия». Латвийцы отправляли «домой» тех, кто не согласен с режимом. На этом София не остановилась. «Если мы пойдем так дальше и латыши притронутся к нашим памятникам, то латгальцы могут попросить вернуть Латгалию обратно в Витебскую область. Может, я сказала это в «ТикТоке» в шутку, но ведь в любой шутке есть доля правды. Всего лишь напомнила людям исторический факт: Латгалия была белорусской землей. Тогда озвучила мнение, которое хотели высказать практически все латгальцы, но боялись», – рассказала она. 

Доносы и увольнение с работы.

Мой шеф тогда между делом сказал: «Ну, вы – русские, разберетесь»  

Каждый второй и третий комментарий в социальных сетях пестрил доносами на девушку в латвийские спецслужбы и полицию. София рассказала, что поскольку в Латвии не проживала, то сотрудники служб портили жизнь членам ее семьи. После этого она обратилась к латвийским депутатам, которые ответили, что для них «это нормально». «Потом я узнала, что меня уволили с работы... В Австрии никто не обязан говорить, почему, зачем и за что. Ты можешь хоть 20 лет проработать на одном месте, но в один день тебе скажут «до свидания». Мой шеф тогда между делом сказал: «Ну, вы – русские, разберетесь». Я на тот момент не поняла, что он имел в виду. Я думала, что он простой нацист, который хочет меня «намазать на булку». А то, что он не любит российскую власть, это я и так знала», – без тени сомнений сказала София.
 
Гонения на девушку продолжились – ее выгнали из квартиры и слили личные данные в Интернет. В «ТикТоке» Софии начался хаос: люди угрожали, писали настоящее имя, хотя она работает под псевдонимом, передавали приветы, писали название города, где она живет. «Строчили всякое. Особенно напугала фраза: «Чего ты покинула свою родную Лудзу, а как же твоя бабушка», – вспоминает София. Оказалось, что латыши провернули схему, чтобы раскрыть личные данные девушки. Они создали сайт, на котором якобы ведутся сборы на все и сразу. Там она увидела свое имя на странице, где якобы собираются деньги на боевые дроны Bayraktar для Украины. В этот список занесли также депутатов оппозиции Латвии и других людей, которые стали неудобными властям. «Ни на какие дроны денег не собирала – это точно. Из Интернета узнала, что я такая богатая», – с юмором заметила София. 
 
Девушка отметила, что это были еще цветочки. В «Твиттере» она нашла запись, где анонимы указали ее имя и фамилию, место жительства и работы, также прикрепили оскорбление «ватник», украинский флаг и просьбу саботировать работодателям. «Немцы предупреждали, что есть такое: публикуются твои данные, потом шефу угрожают испортить рейтинг фирмы, добиваются, чтобы определенного человека уволили. Поверьте, это не демократические европейские законы, а призывы. В полиции ответили, что в русско-украинские разборки никто вмешиваться не будет. Тут я поняла, что больше ни один работодатель, который увидит мое имя в «Гугл» и посты с оскорблениями «русиш швайн», не наймет меня», – рассказала София. 
 

Украинские беженцы

София считает, что беженцы из Западной Украины – агрессивные. Рукоприкладство для них – повседневная практика. Сами немцы «понаехавших» не любят. Единственное, что сдерживает народ Германии от массового всплеска недовольства, – боязнь властей. Люди просто терпят, в том числе и навязанную американцами толерантность. «Зеленые», которые выступают за легализацию педофилии, беженцев и ЛГБТ, – это меньшинство. Основная часть людей придерживается традиционных взглядов. «Поначалу немцы спокойно отнеслись к украинцам. Конечно, они не обрадовались, потому что понимали, что содержать приехавших придется на их налоги. Но ожидалось, что те будут себя нормально вести, как русские. Но они не знали, что это не русские. Менталитет отличается», – подчеркнула София. Как говорится, ожидали одно – получили другое. Европа разочаровалась.   
 

Фиктивные выборы и признание России спонсором терроризма 

Девушка рассказала, что покончить с этим беспределом в ее жизни могли только выборы в сейм Латвии 1 октября. «Я связывалась с депутатами, которые тогда баллотировались от оппозиции. Это наши латгальские ребята, которые хотели исправить весь этот балаган в стране. К сожалению, опасения, что выборы будут подделаны, оправдались, – с грустью рассказала София. – Накануне фашистская власть объявила  Россию «страной-террористом». Я поняла, что это было сделано с целью давления на тех граждан, чье мнение невыгодно в период предвыборной гонки. Особенно это касалось тех людей, которые находились за границей и могли переубедить европейцев. А лишаться кресла правительство Латвии не хотело». 
 

Прогноз для Европы.

«На них движется период 90-х, который мы пережили»

София считает, что европейцы пока не осознали серьезность ситуации. «На них движется период 90-х, который мы пережили. Ощутят они это, когда начнут тратить свои накопленные деньги, чтобы просто оплатить счета за электричество и газ, – подчеркнула девушка. – В период со времен COVID-19 идет работа над тем, чтобы расколоть общество на малое количество очень богатых и большое – бедных. После пандемии пришел экономический кризис на Украине, который продолжит эту тему. Желаю им пережить зиму. Будут митинги и протесты. Немцы начали выходить на улицу, а это показатель, потому что они сами по себе спокойные и пугливые. Возможно, такая тенденция приведет к большим непорядкам». 
 

Добро пожаловать в Беларусь! 

София приняла решение, что ей нужно ехать в страну, где ее мнение не будет караться законом. «Я сталкивалась с вопросами, почему не Россия. Наверное, что-то тянуло в Беларусь. Да и мой отец – белорус. Я слышала о порядке, который есть в этой стране. Понимаю, что даже если буду жить одна, то здесь надежней, проще и безопасней, в том числе в плане моей социальной деятельности. Рада тому факту, что наконец приехала на родную землю. Как бы ни было красиво за границей, есть то, что тебя тянет домой. Мы не можем жить ни в Европе, ни в Америке, потому что наш менталитет не для того мира. Хочу быть частью общества и человеком, которого принимают другие. В Европе я себя всегда чувствовала чужой и где-то человеком второсортным. Надоело ощущать эту разницу», – с улыбкой заключила София.