Хочешь не хочешь...

Как-то в разговоре коллега возмутилась обилием рекламной информации, обрушивающейся на нас практически на каждом шагу. По телевидению, радио. Но эти источники хоть понять можно: там размещение рекламной информации стоит немалых денег, а значит, приносит доход этим СМИ. Как, кстати, и печатным.

Однако разного рода «самостийными» объявлениями оклеиваются входные двери в подъезды, стойки, поддерживающие козырьки над ними, даже стены лифтов. Кто-то продает, снимает, оказывает, ремонтирует. И таким оповещением потенциальных клиентов пользуются, чтобы не платить за рекламу и объявления деньги. Ни тем, кто размещал бы их на официальных носителях, ни органам, ведающим надзором за рекламным порядком в городе. Но такую «полезную» информацию хочешь не хочешь, а получать приходится, если, идя по улицам, заходя в подъезд или открывая почтовый ящик, не закрывать глаза.

В каждом приклеенном листочке содержатся номера телефонов, по которым можно обращаться за услугой. Это значит, что нарушителей рекламного порядка можно легко вычислить и согласно закону строго спросить за такую самодеятельность. Но все, что называется, сходит с рук. А ведь ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях недвусмысленно определяет меру этого наказания: штрафные санкции от пяти до тридцати базовых величин. К нарушителям — индивидуальным предпринимателям закон еще строже: от десяти до сорока базовых величин, а к юридическим лицам — от двадцати до пятидесяти.

Реклама — двигатель прогресса. Не станем оспаривать всем известный тезис. Но если этого «двигателя» очень много и он так надоедливо о себе напоминает, то весьма ущербно действует на состояние нервной системы и душевное спокойствие. Телевизор или радио можно переключить или выключить совсем. Все наклеенное и прикрепленное иным способом можно не читать, а эстетическому состоянию подъездных дверей и стен значения не придавать. Однако не спасает  это. Реклама, как тараканы, находит иные бытовые щели, чтобы добраться до вашего сознания. Скажем, открываете почтовый ящик с надеждой увидеть в нем весточку от родных или друзей, а оттуда, как из бункера-накопителя, сыплется ворох разноцветных бумажек. И чего только в них нет! Торговые фирмы и предприятия наперебой зазывают покупать только у них «по самым низким ценам», косметические салоны наперебой расхваливают своих мастеров массажа и макияжа и качество их услуг. Транспортники тоже обещают прокатить с ветерком и почти за спасибо. А что в итоге?

В итоге хозяин почтового ящика в сердцах махнет рукой, а россыпь разноцветной бумажной рекламы остается лежать на лестничной площадке уже в виде мусора, вызывая возмущение и других жильцов подъезда, и (более всего) уборщиц. Главное, что возмущение это направлено на работников почтовых отделений, поскольку они вкупе с добровольными «почталь­онами» раскладывают рекламу по почтовым ящикам. Хотя нетрудно предположить, что делают это не из альтруистских побуждений, а выполняя договорные обязательства с рекламодателями и тем самым зарабатывая какие-то деньги.

В общем, рекламная проблема настолько выросла из разряда мелочных, что ею озаботились в парламентах некоторых стран, разрабатывая правовые акты, направленные на то, чтобы уменьшить ее бытовую докучливость. Не остались в стороне от ее разрешения и белорусские парламентарии. Сейчас в активной проработке документ, запрещающий без ведома адресата забрасывать почтовые ящики рекламными листовками. И если человек не желает ежедневно выгребать из них ворох подобной информации, он может поместить на крышке соответствующую надпись: например, «рекламу в ящик не бросать». Это требование для почтальонов должно стать неукоснительным для исполнения. Ведь, как правило, никто из жильцов на рекламные листовки и проспекты не подписывается, поэтому в отношении их перед почтой никаких обязательств не имеет, как, кстати, и она перед адресатами.

Такое нововведение, думается, должно возыметь действие и избавить в основном горожан от потока ненужной информации. Осталось подождать практических его результатов. Хотя уже сейчас невольно вкрадываются сомнения насчет его эффективности. Не будешь же стоять у почтового ящика, чтобы схватить почтальона, не выполняющего вашего требования относительно рекламы, что называется, за руку. Да и что предъявишь после в почтовом отделении?..

Подобные опасения не беспочвенны еще и потому, что ежедневно перед глазами каждого масса иных нарушений рекламного порядка. Почитай, на каждом шагу. Про подъездные входы уже упомянуто. Стоит добавить, что расклейку всякого рода объявлений, можно сказать, немного провоцируют сами ЖЭУ, повесившие там свои небольшие доски для размещения информационных материалов. Только на них чаще можно видеть ту же самую «самостийную» рекламу, чем сообщения коммунальщиков. 

А то, что остановочные павильоны напоминают рекламные стенды, и доказывать нет надобности. Достаточно там побывать, чтобы узнать, что в город приехал цирк-шапито, что можно записаться в секции карате или фитнеса, что кто-то дорого (правда, цена не называется) скупает натуральные волосы определенной длины. В общем, обо всем и про все. Хочешь не хочешь, а, как призывал поэт, «…и виждь, и внемли». Интересует тебя это или нет, но… «кушать подано!». 

Казалось бы, стоит ли обращать внимание на подобные частности. Но ведь они – одна из составляющих нашей общей бытовой культуры. И город уютным и красивым делают не только эстетичные заборы да вовремя подкошенные газоны. Или не так?..