$
3.1261
3.4606
3.6611

Страшные свидетельства геноцида

29.11.23

Церемония перезахоронения останков мирных граждан, расстрелянных вблизи д.Путники в сентябре 1941-го, 2.11.2022 г.

Информагентство «Могилевские ведомости» представляет вашему вниманию проект, который направлен на восстановление справедливости и закрепление в общественном сознании исторической правды. Вся информация, представленная в публикациях, является фактами уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период, возбужденного Генеральной прокуратурой РБ. Материал представляет собой документальный контент, в том числе основанный на опросах очевидцев и их родственников, результатах поисковых работ и раскопок, позволивших установить новые места захоронений мирных граждан, уничтоженных на территории Могилевщины. 

Ход расследования

С апреля 2021 года на территории Могилевской области установлено 39 ранее не известных мест захоронения мирных жителей, погибших от рук немецких захватчиков и их пособников. Уточнено количество полностью или частично сожженных деревень, которое составило 1730 населенных пунктов (ранее было известно о 1668). Установлено 6 новых мест принудительного содержания мирных жителей. 

Путники – место боли и скорби

Немецкие войска заняли город Шклов 11 июля 1941 года. Практически сразу и системно каратели взялись за уничтожение евреев. В акте шкловской районной комиссии содействия в работе Чрезвычайной госкомиссии по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистких захватчиков (от 18.12.1944 г.), который хранится в Шкловском историко-краеведческом музее, подробно описаны зверства оккупантов: «После массового расстрела в сентябре земля, которая была набросана на несчастных убитых, раненых и живьем брошенных в противотанковый ров, поднималась двое суток». 

От слов почти 80-летней давности до сих пор веет ужасом. За годы войны в Шклове погибли тысячи евреев, и это не только местные, но и жители соседних регионов.

Деревня Путники (территория Городецкого сельсовета), что в 7 км от райцентра, была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками с июля 1941-го по июнь 1944-го. Установлено, что у данного населенного пункта расстреляно, а также живыми зарыто в землю 2,7 тыс.человек. В рамках расследования на участке местности около сельского кладбища вблизи деревни были проведены поисковые работы, в результате которых изъяты костные останки и более 100 предметов, похожих на пули и гильзы (все предметы направлены в управление ГКСЭ по Могилевской области для проведения судебных экспертиз).

– Предшествовала раскопкам кропотливая работа по поиску и опросу свидетелей, изучение и анализ архивных документов, – рассказывает заместитель прокурора Могилевской области Андрей Волков. – Общение с очевидцами в очередной раз подтвердило, что ужасы войны не забыть никому из них и никогда. Несмотря на то, что в силу состояния здоровья многие тяжело вспоминают страшные события, их показания по-прежнему переполнены болью. 

Так, уроженец деревни Ходулы Алексей Васильевич Самуйлов (1927 г.р.) не только рассказал о том, что весной 1942 года немецкими формированиями были расстреляны местные жители вблизи д.Путники, но и указал место, где были убиты люди. 

Записано со слов Алексея Васильевича:

«Весна была, зерновые запахивал я. Смотрю, вдалеке по дороге строй людей идет, собаки вокруг. Через некоторое время услышал сильно много выстрелов из винтовок или автоматов. Насторожился я. Часа через два отправился на место, откуда были слышны выстрелы. Дошел до Путинского кладбища, побежал к канаве, а она полна забитых людей, чуть присыпанных землей. Позже их уже закапывали путинские мужики».

Вопрос следователя: 

– Сколько было людей в этой колонне, может, помните? 

Ответ А.В.Самуйлова: 

– Много там было, плотно шли, строй метров 50, а может, – и все 100. 

В июне 2022 года 52-м отдельным специализированным поисковым батальоном на указанном месте были проведены раскопки, в ходе которых установлены фрагменты костных останков, предметы обихода и одежды, а также гильзы, патроны и монеты, в том числе золотые.

– Судебно-медицинская экспертиза установила, что найденные фрагменты являются человеческими останками. Биологический возраст умерших от 3-х до 60-ти лет, давность захоронения свыше 70-ти лет, – отметил Андрей Волков. 

Шкловское гетто 

Сразу же после оккупации Шклова гитлеровцы обязали еврейское население носить на одежде шестигранные нашивки желтого цвета. Предположительно в конце июля 1941 года нацисты загнали евреев из Шклова и деревень Заречье, Рыжковичи, расположенных в южном пригороде, в два гетто. Первое размещалось на лугу у православной церкви в Рыжковичах и охранялось полицаями (из числа белорусских коллаборационистов). Оно было так называемого «открытого типа» – евреи могли выходить из гетто, обменивая вещи на продукты питания. Примерно в августе 1941-го часть узников перегнали во второе гетто, уже «закрытое», находившееся в Шклове на улице Льнозаводской. Гитлеровцы, используя нацистскую пропаганду, призванную посеять межнациональную рознь, с первых дней оккупации распространяли листовки следующего содержания: «Власть жидовско-большевистских комиссаров в России кончилась», «Самый большой враг народа – жид». Позже некто Лошаков издавал в Шклове газету, где публиковались антисемитские статьи.Шклов, оккупация, 1941 г.

– Обитатели гетто жили по 100–150 человек в одном доме. Узникам запрещалось выходить из помещений после 18 часов. За малейшую провинность, а зачастую и без повода, люди подвергались жестоким побоям, – рассказывает старший прокурор отдела прокуратуры Могилевской области Елена Лосева. – Оккупанты, пользуясь полной безнаказанностью, грабили обитателей гетто, отбирая все более-менее ценное. Нацисты не только истязали евреев, но и убивали их. Так, семью Таруч сбросили в колодец, а одного еврея, после того как выбили золотые зубы, застрелили.

Первая масштабная «акция» по уничтожению мирных людей была проведена в Шклове в начале августа 1941 года. Подразделение айнзатцгруппы Б убило 84 еврея, предварительно обвинив их в якобы поджоге и грабеже. 

– Вероятно, речь идет о расстреле людей, которые были способны организовать сопротивление или стать его активными участниками, – продолжает Елена Лосева. – Эта же причина объясняет, очевидно, и расстрел в октябре 1941-го 627 евреев, также произведенный подразделением айнзатцгруппы Б, когда евреям инкриминировали участие в актах саботажа.

Осенью 1941 года узников гетто в Рыжковичах немцы перевезли лодками на противоположный берег реки Днепр в деревню Заречье. Усадили их на центральной улице, обыскали, отбирая все ценное, затем построили в колонну и под конвоем немецких солдат и полицаев погнали к деревне Путники. Обитателей второго гетто, находившегося в Шклове, оккупанты на машинах выво­зили к ямам у деревень Заречье и Рыжковичи, раздевали людей, укладывали на землю и убивали. Число жертв составляет приблизительно 3,2 тысячи человек. 

– В начале октября 1941 года возле Заречья был проведен самый страшный массовый «показательный» расстрел, – рассказывает директор Шкловского районного историко-краеведческого музея Лариса Силивестрова. – Особый цинизм геноциду придавало и то, что «акция» была специально приурочена к одному из главных еврейских праздников Йом-Кипуру (день поста, покаяния и искупления грехов). 

Из воспоминаний Аси Борисовны Цейтлиной и Клары Захаровны Альтшулер (книга «Разделенные войной. Дети войны вспоминают» И.М. Шендерович, А.Л. Литин, Могилев, 2014 г.):

«Евреев стали свозить в Заречье. Много беженцев было из Могилева. Я шла вместе с родителями, в какой-то момент они меня оттолкнули, сказав: «Иди к знакомым, мы тебя потом заберем». Так я осталась жива».

«Когда евреев погнали на расстрел, всех русских шкловчан согнали на это смотреть». 

Знай, внимающий этим камням 

– Людей расстреливали в разных местах, но после войны останки жертв собрали и перезахоронили в одном месте – на еврейском кладбище вблизи Шклова. До сегодняшнего дня здесь сохранилось старое еврейское кладбище XVII века – бисхайм, – продолжает Лариса Силивестрова. – У входа расположен памятник «Каменное иудейское культовое сооружение (чистилище)», который был включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В 1955–1956 гг. по инициативе участника ВОВ Григория Калмыкова были организованы перезахоронения останков расстрелянных в годы войны жителей Шклова и окрестных деревень в братские могилы. Установлен обелиск и надгробная плита (выполнена по заказу в Ленинграде) с надписью «Жертвам фашизма. Благородных имен перечислить невозможно, их много. Знай, внимающий этим камням. Никто не забыт, ничто не забыто». Открытие мемориала «Шкловский Холокост», 26.08.2022 г.

В 2014 году на месте захоронения были установлены семь мраморных плит с фамилиями погибших. В этом же году открыли мемориал «Шкловский Холокост». В прошлом году по инициативе и на спонсорские средства семьи москвича Ильи Клебанова, чьи родственники погибли в Шкловском гетто, проведена консервация памятника, ремонт обелиска и благоустройство территории. 

– Прокуратура Могилевской области продолжает масштабную работу в рамках расследования, в том числе с архивами областного управления КГБ. В современном мире назрела острая необходимость поиска новых форматов и ракурсов ретрансляции информации о геноциде мирного населения, совершаемого нацистами и их пособниками, в годы Великой Отечественной войны. С одной стороны, это диктуется сохранением исторической памяти о правде и смысле Великой Победы и роли Красной армии, с другой – распространением нацистских идей в соседних государствах, особенно в молодежной среде. Но самое главное – те, кто убивал мирных жителей, подвергал их издевательствам и пыткам в концлагерях и гетто, угонял в немецкое рабство, не должны уйти от ответственности. Ведь геноцид – преступление против человечности без срока давности, – резюмировал Андрей Волков. 

 

Юлиана ШУПЛЕЦОВА.

Фото облпрокуратуры и шкловского музея.

* Проект создан за счет средств 

целевого сбора на производство национального контента.

Читайте также