Стою в супермаркете в очереди к кассе. Задумавшись, не замечаю, как вперед меня проскальзывает девчушка лет пяти, сжимающая в ладошке яркую упаковку сока. Малышка подпрыгивает от нетерпения, и видно невооруженным глазом, что ждать, пока расплатятся другие покупатели, у нее просто нет сил.
«Настя, вернись ко мне», — раздается сзади спокойный женский голос. «Но, мамочка, я очень хочу пить, давай поскорее купим сок!» — возражает девчушка, вопросительно поглядывая на меня. «Такого покупателя нужно непременно вперед пропустить», — шучу я и слегка отступаю, чтобы женщина могла занять мое место.
В такой ситуации девять из десяти мамочек, извинившись для порядка, тут же воспользуются представившейся возможностью поскорее расплатиться и не слушать лишний раз нытье своего чада. Но эта конкретная мамочка оказалось той самой «десятой»: вежливо отказавшись от моего предложения, мягко вернула дочку на место. Малышка рассерженно надула губы, но спорить, и тем более пытаться добиваться своего слезами, не решилась. А я только в недоумении покачала головой: ну что такого случилось бы, если бы женщина прошла к кассе вперед меня – все же маленький ребенок…
Второй раз я увидела маму с дочкой уже в автобусе. Девчушка, судя по всему, еще не отошла от обиды и потому, едва разместившись на сиденье, решила все-таки разобраться в ситуации: «Почему ты не разрешила, чтобы тетя нас пропустила вперед? Ведь я же правда очень хотела пить?» «Но ведь другие люди тоже, может быть, пить хотели, но они же стояли в очереди и не просили их пропускать?» — спокойно возразила ей мать. «А я маленькая!» — стояла на своем Настя. «Ну и что? Разве это дает тебе право вести себя не так, как другие люди? В соседней очереди, я видела, бабушка старенькая стояла, да и ту тетю, что тебя собиралась пропустить, дома, может быть, тоже кто-то очень ждет – например, такая же маленькая девочка, как и ты. Разве она хуже тебя и не имеет право поскорее получить свой сок?» «Она меньше меня? И совсем-совсем одна?» — тут же забеспокоилась девчушка. И протянула матери ладошку: «Давай, что ли, мириться!»
…Помните, как говаривали наши прадеды: воспитывать ребенка нужно, пока он поперек лавки лежит, потому что потом уже будет поздно. А ведь они правы! Может, и не все, сказанное мамой, маленькой Насте было понятно, но, я уверена, подрастая, она никогда не попадет в число тех, кто ради достижения своей цели готов хоть по головам идти…