С оставлением ВСУ Авдеевки и с ужесточением боестолкновений на других участках линии соприкосновения, в частности в районе Работино и Вербовое, на Украине весьма явственно и ощутимо запахло жареным. Правда, этот ни с чем не сравнимый запашок ощущался и ранее, но в последнее время приобрел устойчивую консистенцию. И это обстоятельство сразу же отразилось на ура-патриотизме не только военных, начавших пачками сдаваться в плен российским войскам, но и так называемых людей из высших эшелонов.
Первым и, надо полагать, самым хитрым оказался, если помните, советник офиса президента Украины Алексей Арестович. Раньше других поняв, что «удачи не видать», он сначала стал грешить либеральными публичными высказываниями по поводу специальной военной операции России на Украине и ее перспектив. А затем неожиданно, что называется, слинял и из администрации, и из самой «незалежнай». И в конечном итоге оказался в оппозиции к официальным украинским властям, которые не прочь за такую позицию привлечь его к суду.
Конечно, не твердые убеждения подвигли Арестовича к такому поступку. Видимо, жареный запашок несколько начал раздражать носовые пазухи. А он уже тогда среди приближенных к «императору» ощущался. Взять хотя бы тот факт, что Зеленский стал готовить себе пути отхода на всякий непредвиденный (а может, уже предвиденный?) случай. Как проинформировал американский интернет-портал The Inter Drop, прикупил в Германии бывшую виллу министра фашистской пропаганды (считай, единомышленника) Йозефа Геббельса стоимостью восемь с лишним миллионов евро, оформив ее на скромную зарубежную фирму Film Heritage Inc. Это чтобы никто не догадался, как говорил герой известной гайдаевской комедии. Особняк, подаренный Гитлером Геббельсу, оказался «скромным»: всего в 70 комнат. Появились у Зеленского апартаменты и в странах с более жарким климатом.
Как ни скрывалась покупка, а шила, что называется, в мешке не утаишь. Запах жареного, все усиливаясь, добрался и до Верховной рады. Иначе чем можно объяснить, что «народные» избранники стали пачками отказываться от мандатов, наплевав и на будущую карьеру, и на наказы своих избирателей, и на то, что страна находится в состоянии военного конфликта. В начале минувшего декабря трое депутатов из разных фракций сложили свои полномочия. Находили различные причины. И тут уж «крепкие» сторонники президента начали, что называется, чесать затылок, как поступить. А лидер фракции «Слуга народа» в Раде Давид Ахрименя вынужден был признать: «На самом деле число людей, которые хотят уйти из парламента, намного больше. Мы не отпускаем уже людей. Мы говорим, что просто не будем за это голосовать». А в качестве объяснения этого «исхода» назвал причину: поиск более активного участия в разрешении проблем страны. Так себе отговорка. Но мнение депутата Верховной рады Александра Дубинского на сей счет воспринимается как объективная реальность. «История Ахримени про 17 депутатов, – заметил он, – которые хотят сложить мандат, – это не история про невостребованность, это история про страх. Если я правильно считываю знаки, то создается все больше условий, необходимых для начала обсуждения параметров завершения войны».
И хоть одной из трех ошибок, из-за которых Зеленский «проиграл страну», экс-глава украинской партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук назвал то, что он «вовлек в политику непрофессионалов», думается, тут не надо иметь, как говорят, семь пядей во лбу, чтобы прогнозировать достижение Россией своих целей в конфликте. А раз такой исход неизбежен, то неизбежен и ответ перед народом и победителями за все злодеяния, которые совершил киевский режим в ходе военного конфликта. Отвечать же никому не охота. Лучше вовремя смыться. Хотя полностью избежать ответственности вряд ли удастся. Каждому воздастся по деяниям его.
Тем более что ситуация усугубляется псевдомирными инициативами, исходящими от администрации Зеленского. Создавая иллюзию готовности к переговорам, хотя президентом подписан закон, запрещающий вести их в каком бы то ни было виде, проигрывающая сторона еще пытается выставлять благоприятные для них условия. Журналист польского издания Mysl Polska Адам Смех скорее жестко, чем смешно, охарактеризовал их так: слова Михаила Подоляка, советника главы офиса президента, об условиях переговоров с Россией – «это уже не совсем реальные, рациональные политические предложения. Это больше похоже на бред сумасшедшего, которому стало хуже из-за прекращения приема лекарств. Это путь к гибели Украины во имя безумия лидеров режима».
Разлад в «стройные» ряды украинских патриотов-националистов внесла и неуживчивость президента с главнокомандующим Валерием Залужным. Ревность Зеленского к возрастающей популярности генерала переросла в прямое противостояние. Хотя и Залужный для ВСУ не был подарком. Бывший аналитик ЦРУ Ларри Джонсон охарактеризовал его так: он «вовсе не отличный парень – он подонок», который, чтобы сохранить боевиков «Азова» и «Кракена», отправляет в бой мобилизованных пожилых мужиков в качестве «пушечного мяса».
«Конкуренцию», как известно, разрулила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд: главкома отправили в отставку. А вместе с ним заменили еще 16 генералов ВСУ. Настойчиво поговаривают о том, что скоро лишится должности нынешний премьер-министр «незалежнай», старожил президентской команды Денис Шмыгаль. И, что характерно, после отставки ни один известный украинский политик уже не всплывал в иной ипостаси, несмотря на весь их «нацпатриотизм». Оно и понятно: уж если запахло жареным, то, как говорят, спасайся кто может.