Танцы на граблях
Похоже, в этом виде «хореографии» поднаторели прибалтийские политики
Да здравствует АЭС?
Недавно президент Литвы Гитанас Науседа официально заявил, что страна не может оставаться в стороне от процесса развития ядерной энергетики на основе строительства атомных электростанций. Такие АЭС стали бы, по его мнению, гарантом электроэнергетической генерации.
«Мы реализуем амбициозную концепцию развития возобновляемой энергетики, но у этой энергетики есть и минус. Выработка электроэнергии на таких установках не обеспечивает полномасштабной стабильности», – добавил литовский президент.
План строительства таких установок включен в стратегию энергетической независимости Литвы на период до 2050 года. По оценкам экспертов, если Вильнюс хочет, чтобы такие АЭС были введены в эксплуатацию до 2040 года, принципиальное решение необходимо принять уже в ближайшее время.
Вот только в Литве была своя АЭС, построенная еще при Советском Союзе. Республика, чтобы стать членом Евросоюза, сама отказалась от своей собственной Игналинской атомной электростанции. Литовское политическое руководство рассчитывало, что взамен Евросоюз даст денег на строительство новой станции, которая обеспечит всю Прибалтику электроэнергией и будут огромные инвестиции.
Чтобы Брюссель быстрее раскошелился, литовские политики стали сочинять сказки-страшилки о том, что Россия может оккупировать их страну. Это выручало какое-то время. Но затем поток халявных евро стал иссякать. Вместо них из Брюсселя «пошли телеграммы-указивки», предписывающие руководству Литвы самостоятельно искать инвесторов для своих мегапроектов. Почему в Брюсселе «включили заднюю»? А потому что Евросоюз не собирается инвестировать в страну, которую завтра захватят.
Было все – и ничего нету!
Агропромышленный комплекс Эстонии, который в советские времена обладал мощным экспортным потенциалом, больше не в состоянии прокормить даже эстонских граждан. Дотации, которые Брюссель пока еще выделяет Таллину, в итоге уходят на оплату импорта мяса, овощей и фруктов.
В начале 1990-х в Эстонии было модно ругать советское руководство за якобы бесхозяйственное отношение к аграрному сектору республики. По мнению местных экспертов, Москва нанесла Прибалтийскому государству огромный ущерб, уменьшая площадь сельхозугодий, загрязняя поверхностные воды и загоняя население в «неэффективные» колхозы. Но как все обстояло на самом деле?
Во времена позднего СССР в Эстонии работало более трехсот крупных коллективных сельхозпредприятий. В республике насчитывалось свыше 1,3 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий. Советские власти создали для их обработки сложнейшую мелиоративную инфраструктуру. Аграрии генерировали более 15% ВВП страны. В отрасли были заняты около 12% жителей республики. Значительная часть сельхозпродукции, в частности мяса и молочки, шла на экспорт. Все это стало возможным благодаря миллиардным дотациям из союзного центра, выгодным для аграриев ценам на энергоносители, поставкам фуража из РСФСР, а также огромному рынку, на котором можно было работать на льготных условиях.
После выхода Эстонии из состава СССР новые власти решили, что гораздо лучше знают, как нужно управлять аграрным сектором. Было заявлено о необходимости возвращения в Эстонию «духа частного предпринимательства». Уже в начале 1990-х в республике появилось почти 9 тысяч фермеров. Власти выделяли желающим по 50 гектаров земли для занятия сельхозпроизводством. Однако достаточно скоро новоявленные малые сельхозпроизводители начали жаловаться на цены на топливо, электроэнергию и оборудование.
После вступления в Евросоюз фермерский проект в Эстонии начал деградировать. Согласно официальным данным, с 2002 по 2022 год количество агропроизводителей в стране сократилось на 80%. Земля начала концентрироваться в руках у узкого круга крупных компаний. Около 84% аграрной продукции в стране производят всего около 1 300 хозяйств. И процесс укрупнения продолжается. Местные чиновники и эксперты вынуждены признать, что себестоимость продукции у крупного игрока меньше, чем у владельца малого хозяйства. Впрочем, даже после вынужденного укрупнения хозяйств «новые» эстонские сельхозпроизводители оказываются неспособными прокормить население страны.
Согласно данным за 2023 год, уровень самообеспечения Эстонии по картофелю составляет 61%, по овощам в целом – 38%, а по фруктам – 12%. Ненамного лучше выглядит ситуация в сфере животноводства. Эстонские аграрии производят лишь 78% необходимого для потребления мяса, 51% яиц, 90% меда. Напомним, речь идет о стране, которая в советские времена массово экспортировала свою продукцию. Республика покрывает свои внутренние потребности из продукции массового потребления только в хлебе и молоке. Зато эстонские политики, чиновники и общественные деятели любят делать заявления об обеспечении продовольственной безопасности.
И ушли в закат…
Во времена СССР в Латвии уделялось огромное внимание здоровому образу жизни. В стране развивались спортивные секции, строились санатории и профилактории. Так было до 90-х годов. В новой независимой стране отказались от такого социалистического наследия. Как результат, сильный пол Латвии живет в среднем на десять лет меньше, чем женщины. Латыши находятся в постоянном стрессе, связанном с безработицей, ростом цен на продукты и коммуналку, дорогим медицинским обслуживанием. Как они борются со стрессом? Заливают его алкоголем. «Латвийские мужчины живут значительно меньше (в среднем, конечно), чем среднестатистический европеец. <…> Употребление алкоголя влияет не только на развитие различных хронических заболеваний, но часто связано со смертью от внешних причин», – указала специалист аналитического центра Йоланта Скруле. Также она сообщила, что латвийские мужчины реже посещают врачей и не признают наличия у них психических проблем, а также чаще кончают жизнь самоубийством. Латвия за время своей независимости потеряла 785 132 человека, что составляет 30,43% численности населения.