Совершенствование благоприятной деловой среды – важнейшая цель государственной политики в среднесрочной перспективе - Страхар

24.10.20
Фото: Роман Руцкий 

Совершенствование благоприятной деловой среды – важнейшая цель государственной политики в среднесрочной перспективе. Такое мнение высказал сегодня заместитель председателя Могилевского облисполкома Руслан Страхар во время «Могилевского диалога», который состоялся  на площадке нового корпуса Белорусско-Российского университета.
 
Рассказывая об итогах дискуссионной площадки «Экономика», которую он курировал, Руслан Страхар сообщил, что все выработанные предложения были структурированы по жизненному циклу становления и развития любого бизнеса.
 
Первыми в этой цепочке являются вузы: и как научные организации, где зарождаются новые идеи и разработки, и как заведения по подготовке кадров для реального сектора. Поэтому с целью более качественного подбора аспирантов вузов, по мнению заместителя председателя облисполкома, нужно предоставить право второй отсрочки от службы в Вооруженных Силах для обучения в аспирантуре. Кроме того, следует организовать более тесное и предметное взаимодействие вузов и организаций реального сектора по написанию курсовых и дипломных проектов по актуальным вопросам субъектов хозяйствования, а не работать по принципу «курсовая ради курсовой».
 
Далее с точки зрения начальных этапов создания малого бизнеса и предпринимательства необходимы давно обсуждаемые корректировки Указа №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».  «Нам нужно внедрять новые инструменты  как на начальном этапе создания нового субъекта, так и на этапах его развития, - считает Руслан Страхар. – Мы видим, что многие из предусмотренных указом, и которые были актуализированы в 2009 году, сейчас не востребованы, а отдельные просто изжили себя. И наоборот, есть потребность в новых формах и инструментах поддержки».
 
Для стимулирования перехода микропредприятий в малые, а малых  - в средние следует проработать возможность предоставления льгот для крупных и мелких организаций, объединенных в кооперационные цепочки и выпускающих импортозамещающую, экспортоориентированную продукцию, а также определить источник финансирования организаций кластерного развития, которые будут вести на первом этапе работу по созданию и развитию кластеров, отметил Руслан Страхар.
 
Следующий этап любого бизнеса – становление, развитие, модернизация, подразумевающие строительство, а также покупку, наладку и ввод технологического оборудования. В этой связи необходимо продолжить совершенствование административных процедур и обеспечить их цифровизацию, ввести индекс административной нагрузки на бизнес. В том числе сократить сроки принятия госорганами различных решений (о выделении земельных участков, выдаче разрешений на строительство), а также максимальную совместимость национальных технических условий и норм в сфере строительства, безопасности, защиты окружающей среды с международными стандартами. Требует уменьшения и уровень перекрестного субсидирования, что постепенно снизит тариф на электрическую энергию для юридических лиц.
 
Кроме того, по словам Руслана Страхара, назрела необходимость дальнейшего совершенствования механизмов управления госактивами, то есть крупными предприятиями. Для  корректировки правил работы госсектора экономики необходимо принять ряд законопроектов. Это Закон о госпредприятиях, Закон о хозяйственных обществах, Закон об экономической несостоятельности и др. «К сожалению, имеют место случаи, когда стратегически, а порой и тактические решения принимаются наблюдательными советами из Минска, а ответственность за результат лежит полностью на плечах директора и его заместителей», - отметил заместитель председателя облисполкома. 
 
Немаловажный вопрос – раскрепощение деловой и предпринимательской инициативы. Содействие здесь могут оказать гарантия права руководителей на разумный деловой риск, исключение возможности заключения под стражу лиц до вынесения приговора за экономические преступления, более активное использование практики применения залога, предоставление суду исключительного права на решение о лишении собственности, принудительной остановки работы организации. А главное – минимизировать регулирующие и контролирующие функции государства в экономической сфере, придать деятельности контролирующих (надзорных) органов преимущественно упредительный характер и обеспечить непреложность принципа «что не запрещено, то разрешено» при принятии судебных решений.
 
Кроме того, для повышения мотивации следует внести корректировки по вопросам исчисления размеров пенсии для  руководителей субъектов хозяйствования, увязав ее со стажем и результатами деятельности общества.
 
Отдельная тема – развитие регионов. Чтобы конкурировать с Минском в вопросе привлечения инвесторов, кроме специальных льготных режимов необходимо определять наиболее интересные площадки и вкладывать туда средства республиканского бюджета в инженерную инфраструктуру, подчеркнул   Руслан Страхар.

Читайте также