Ход диверсификации экспорта обсудили парламентарии, дипломаты и представители предприятий

Ход диверсификации экспорта предприятий республики обсудили в Могилеве по инициативе Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания – выездное заседание состоялось на площадке ОАО «Моготекс». Его участниками стали члены комиссии, МИДа, представители комитета экономики Могилевского облисполкома и промышленных предприятий страны, областного Совета депутатов, а также экономические аналитики.
 
Тематика выездного заседания выбрана не случайно. Как известно, экспорт является одним из пяти приоритетов социально-экономического развития республики на текущую пятилетку. Согласно принятым документам к ее концу структура экспорта должна быть распределена равномерными долями по трем регионально-страновым направлениям: страны ЕАЭС – страны Европейского союза – страны дальней дуги. «Задача очень напряженная, учитывая достигнутые к настоящему времени результаты. Например, за 4 месяца 2018 года доля рынка ЕАЭС в общем экспорте составила 41,8%, Европейского союза – 33,7%, стран дальней дуги – только 24,5%», – отметил в своем выступлении председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов.
 
По его словам, нет прорывов на рынок Европейского союза, несмотря на отмену экономических санкций и снятие ограничений на поставку продукции. И как результат -  отрицательное сальдо внешней торговли товарами не только сохраняется, но и прирастает при росте экспортных поставок. «Мы можем и должны работать более активно на внешнем контуре, учитывая благополучную конъюнктуру рынков и опыт прошлых лет», – выразил уверенность Владимир Пантюхов.
 
Сообща собравшиеся на основе собственного опыта и теоретических рекомендаций обозначали причины, которые тормозят процесс. В список их составляющих вошли необходимость расширения вариантов поддержки экспортноориентированным предприятиям, в том числе для модернизации производства, направленной на обновление ассортимента, помощь МИДа в налаживании контактов. Особое внимание в ходе обсуждения сдерживающих элементов было уделено недоработкам в вопросах диверсификации экспорта непосредственно на предприятиях, с анализом которых выступил профессор Бизнес-школы ИПМ Дмитрий Дичковский.
 
Речь шла об уровне компетенции маркетинговых служб, отсутствии стратегического развития компаний, которое определяет тактику и конечный результат – постоянное присутствие на новых рынках сбыта и долгосрочное закрепление на уже присутствующих. Указывалось также на важность электронной коммуникационной составляющей, то есть на сайты, которые в большинстве своем в англоязычном варианте не предоставляют необходимую информацию о предприятии и продукции, которую оно готово экспортировать. Анализировался опыт по установлению коммуникаций, в том числе через участие в выставках, конференциях, форумах. Практики акцентировали внимание на отсутствии универсальных специалистов, способных заниматься вопросами продвижения продукции на внешних рынках. Одним из сдерживающих факторов они называли взаимодействие с силовыми структурами.   
 

Читайте также