90 лет развития и трудовых побед

90 лет развития и трудовых побед

В очередном выпуске проекта «Вот это – ДА!» идем в филиал
ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова». В год 90-летия предприятия узнаем, чем сегодня живет один из флагманов могилевского машиностроения, поинтересуемся, как работается молодым специалистамна заводе, а еще одними из первых увидим могилевский электромобиль.

С чего все начиналось

Строительство завода началось в семи километрах от Могилева в августе 1932 года. Завод возводился как самое крупное предприятие не только в СССР, но и во всей Европе. Строительство проходило в нелегких условиях. Не было экскаваторов, бульдозеров, самосвалов и других строительных машин. Все земляные работы выполнялись вручную. Но высокий трудовой энтузиазм привел к достойному результату, и 9 июля 1935 года состоялся торжественный пуск завода, которому было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова.

Коллектив молодого предприятия быстро освоил капитальный ремонт автомобилей всех отечественных марок. Было также налажено производство деталей автомобилей.

В 1940 году для усиления обороноспособности страны на базе авторемонтного началось строительство крупного авиационного мотостроительного завода. Но свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Было решено немедленно эвакуировать завод на восток. Вместе с заводским оборудованием ушло около 800 заводчан. С предприятия удалось вывезти все станки, подъемно-транспортное оборудование, испытательные стенды, технологическую оснастку и ряд других материальных ценностей.

В годы Великой Отечественной вой­ны работники завода внесли значительный вклад в дело победы над фашистской Германией. Эвакуированный на заволжскую станцию Безымянка под Куйбышевом завод обеспечил выпуск необходимых фронту авиационных моторов для знаменитых штурмовиков Ил-2.

После окончания войны восстановленный из руин завод, переименованный в локомобильный, выпускал необходимые в тот период локомобили мощностью 25 и 75 лошадиных сил, а с 1953 года перешел на выпуск стационарных паросиловых установок мощностью 100 л.с.

Одной из поворотных страниц в истории «МоАЗа» стал разработанный конструкторами скрепер МоАЗ-546П– Д357П, который на международной выставке «Агромашэкспорт-73» в Будапеште был удостоен золотой медали и стал настоящим символом могилевского предприятия.

За годы своей богатейшей истории автомобильный завод осваивал новые и новые виды продукции, которая находила своих заказчиков не только в разных уголках СССР, но и далеко за его пределами. Завод относился к крупносерийному типу производства автотягачей и самоходных скреперов, которые выпускались с Государственным знаком качества.

А как сейчас?

Филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» – одно из старейших машиностроительных предприятий Республики Беларусь.

«МоАЗ» прошел путь от ремонта автомобилей до выпуска грузовиков, спецмашин и инновационной сельхозтехники, став ключевым элементом экономики страны. Сегодня завод – крупнейший производитель строительно-дорожной, подземной и специальной техники на территории СНГ. Также здесь освоен выпуск осей и колесных пар для подвижного состава железнодорожного транспорта.

В настоящее время могилевский машиностроительный флагман является динамично развивающимся предприятием, осваивающим новые перспективные направления производственной деятельности.

Могилевский электромобиль – уже реальность

Техника торговой марки «МоАЗ» широко используется при строительстве дорог, особенно в условиях Сибири и Дальнего Востока России, отсыпке кустовых площадок на нефтегазовых месторождениях, в горнодобывающей промышленности, прежде всего при разработке подземных месторождений, на строительстве гидротехнических сооружений. Более 60% всей продукции завода отправляется в Россию и страны СНГ.

И на этом заводчане не собираются останавливаться. О новинках могилевских автозаводцев рассказал главный конструктор предприятия Алексей Пеклин:

– Одна из наших главных новинок – это подземный погрузчик грузоподъемностью 10 тонн на электрической тяге. Электрическая погрузочно-доставочная машина МоАЗ-4057 на аккумуляторных батареях – это не просто новая модель, это наш вклад в экологичное будущее горнодобывающей промышленности. При работе под землей происходят большие выбросы тепловой энергии, а переход на «зеленое топливо» позволяет свести эти выбросы к нулю, снизить эксплуатационные расходы, а также повысить безопасность труда. Батареи у новинки хватает на четыре часа непрерывной работы, затем она меняется практически без отрыва от производства и отправляется на нами же разработанную зарядную станцию, а на ее место устанавливается уже заряженная запасная батарея, что позволяет непрерывно работать на протяжении полноценной восьмичасовой смены.

Поделился Алексей Валерьевич и планами предприятия на будущее:

– В современных условиях большое внимание уделяется выпуску импортозамещающей техники. Среди таких машин – подземный самосвал грузоподъемностью 15 тонн МоАЗ-65013. Также смотрим в сторону расширения линейки погрузочно-доставочных машин. Занимаемся проектированием и разработкой конструкторской документации подземного погрузчика грузоподъемностью 10 тонн под техническое задание «Норильского Никеля». А еще в планах у предприятия – выпуск подземного автобуса на 20 пассажирских мест для доставки людей к месту их работы под землей.

Сила коллектива

Проходят годы, меняются технологии, но главное остается неизменным: особая атмосфера коллектива и высокая планка мастерства на «МоАЗе». Сегодня, как и десятилетия назад, здесь царит дух творческого поиска, инженерной смелости и взаимовыручки.

Ежедневно 1830 человек совместными усилиями двигают родной завод к новым вершинам. И все как один верны принципам, заложенным основателями: бескомпромиссное качество и готовность к самым сложным задачам.

Этот сплав опыта и новаторства передается молодым специалистам, которые приходят на завод сегодня. Коллектив предприятия уверенно смотрит в будущее, зная, что каждый новый продукт – это продолжение большой истории «МоАЗа».

К слову, история завода зачастую становится семейной историей. Трудовые династии – это своеобразная фишка могилевского автозавода. Например, недавно на республиканском конкурсе трудовых династий честь завода имени Кирова представляла семья с общим трудовым стажем 601 год, что стало рекордом конкурса.

Молодым везде дорога

Среди работников предприятия все чаще встречается молодежь. Только с января текущего года на производство пришли 93 молодых специалиста. Кузницей кадров для могилевского автозавода являются наши ведущие учебные заведения – Белорусско-Российский университет и Могилевский государственный политехнический колледж. Все чаще приходят молодые люди после целевого обучения. Активно ведется и профориентационная работа на предприятии. Интересно, что среди молодых специалистов в машиностроении есть и немалое количество представительниц прекрасной половины человечества.

– Престиж профессии рабочего – это то, что я ощущаю, ежедневно приходя на работу на Могилевский автомобильный завод, – рассказывает молодой специалист Артем Маханьков.

Парень работает на предприятии с августа 2024 года оператором станков с ЧПУ.

– Первые три месяца было сложновато, но потом втянулся и сегодня уверенно чувствую себя за станком, – делится Артем. – И мне здесь нравится. У нас хорошие условия труда, современное оборудование, на котором я, собственно, и тружусь, и отличный коллектив, где меня тепло приняли и всему научили.

Не производством единым

Коллектив машиностроительного предприятия не только достойно выполняет свои трудовые обязанности, но и ведет активную и насыщенную жизнь за пределами завода. Моазовцы принимают участие во всех значимых мероприятиях городского, областного и республиканского масштаба. Участвуют в акциях, митингах, спортивных, культурных и других общественно значимых событиях региона.

К слову, при приеме на работу здесь уделяется большое внимание выявлению талантов и умений новых сотрудников, чтобы максимально полно раскрыть потенциал каждого члена сплоченого трудового коллектива.

И применить свои возможности есть где. Для любителей спорта проводится спартакиада среди предприятий холдинга ОАО «БЕЛАЗ», где труженики могилевского подразделения с завидным постоянством занимают призовые места. Футбольная команда «МоАЗа» играет в чемпионате города, круглогодично проводятся соревнования по различным видам спорта среди заводчан.

А еще у работников есть возможность проявить свой творческий потенциал прямо на сцене местного Дома культуры. Здесь ежегодно проходит конкурс самодеятельности, а его победители становятся постоянными участниками концертных программ, которые также проводятся с завидной регулярностью.

Самые же обаятельные и привлекательные работницы предприятия каждый март вступают в борьбу за звание «Мисс заводчанка» в конкурсе красоты.

Чтят на «МоАЗе» и подвиги предков, бережно сохраняя историческую память. Парад автозаводчан на День Победы уже стал знаковым мероприятием для всего города.

А легок ли труд машиностроителя?

Пройдя заводскую проходную, попадаешь на современное предприятие, где хочется работать. А о том, как здесь менялись условия труда на протяжении десятилетий, нам рассказал заместитель начальника цеха по подготовке производства Олег Рябычин, который уже более 25 лет трудится на заводе:

– Завод развивается, модернизируется, происходит техническое перевооружение предприятия для оптимизации производственных процессов и ускорения выпуска нашей техники.

Отметил опытный специалист и вклад молодых моазовцев в развитие предприятия на современном этапе:

– Молодежь активно идет на наше предприятие и отлично здесь работает. Отрадно, что сегодня, в век гаджетов и блогеров, есть ребята, которые готовы с полной самоотдачей трудиться на благо нашего завода и нашей республики.

Обед по расписанию

«Кто хорошо работает – тот хорошо ест» – так гласит народная мудрость. И судя по столовой «МоАЗа», работают здесь просто отлично. Обед по-моазовски нам обошелся 8 рублей, в составе комплекса – наваристый рассольник со сметаной, перловая каша с двумя сочными тефтелями, вкуснейшей подливкой и легкий «Несвижский» салат. После такой сытной и сбалансированной трапезы каждый будет готов к свершению трудовых подвигов. Вот это – ДА!

Выводы

После посещения «МоАЗа» мы убедились, что 90 лет для предприятия – это только начало. Сегодня Могилевский автомобильный завод является прогрессивным и инновационным производством, выпускающим востребованную и конкурентоспособную продукцию, пользующуюся популярностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. А успехи и достижения предприятия – заслуга слаженной работы трудолюбивого и талантливого коллектива во главе с грамотным руководителем.

Сергей Лосев. Фото Мариам Табагари.

Напишите в наш чат-бот в Telegram, если у вас есть интересная тема для статьи.

Источник mogilevnews.by

Темы Тема

Теги Вот это – ДА