ОтБАКСировали…

Как часто бывает в спорте, даже сильный спорт­смен терпит поражение, если недооценивает соперника. Что-то подобное получилось и в отношении американского доллара, на протяжении длительного времени считавшегося непоколебимой международной резервной валютой. Подкрепленный сильной национальной экономикой, он чувствовал себя постоянным фаворитом, чем, собственно, и являлся. 

Но в последнее время позиции бакса сильно пошатнулись, а его рейтинг в качестве претендента на мировое  финансовое лидерство ощутимо опустился и продолжает падать. Более того, лауреат Нобелевской премии по экономике, всемирно известный американский ученый-экономист, в свое время предсказавший мировой экономический кризис 2008–2009 гг. Нуриэль Рубини, допускает закат доллара в ближайшие десять лет. И во главу всех причин этого процесса ставит тот факт, что мир перестает быть однополярным и в конечном счете перестанет быть таковым.

Примерно в таком же русле, но без излишней дипломатичности, высказался и журналист американского телеканала Fox News Такер Карлсон. «США десятилетиями сходили с рук бессмысленные войны потому, что они обладали мировой резервной валютой, – заключает он. – Так было с вьетнамской войной, иракской, афганской. Но на этот раз все будет очень и очень по-другому, и война против России станет последней войной, которую мы сможем себе позволить». 

Как становится очевидным, если отбросить все условности, отправной точкой ослабления международных позиций доллара стала спецоперация российских Вооруженных сил на Украине. Она подтолкнула Соединенные Штаты совместно со странами Евросоюза к безрассудному, по мнению многих экономистов, введению против Москвы экономических, политических и даже дипломатических санкций. А они, в свою очередь, привели к тому, что, во-первых, заставили многие страны торговать, рассчитываясь национальными валютами; а во-вторых, выражаясь по-простому, кучковаться в новые межгосударственные формирования, внутри которых также все меньше становится места баксу. Именно в таком русле нынче строят экономические отношения Китай,  Индия, Турция, Бразилия, страны БРИКС. Бразилия, кстати, совместно с Аргентиной, с которой у нее сложилось прочное экономическое партнерство, объявили о том, что подумывают о вводе в межторговые операции новой валюты, которую назвали sur. И специалисты сходятся во мнении, что, поскольку государства Латинской Америки активно торгуют между собой, то в создании общей валюты для стран региона может быть смысл. 

Однако, выражаясь боксерской терминологией, это только дезориентирующие выпады. А весьма ощутимый апперкот доллару нанесли выстроенные прочные экономические связи России, Беларуси и Китая и переход в торговле между ними к расчетам в национальной валюте. Как отметили в одной из публикаций авторы The American Thinker Патрисия Адамс и Лоуренс Соломон, «санкции разбудили спящего гиганта, которым раньше была Россия, и Запад может вскоре столкнуться с последствиями».

Удар, что называется, усилило и требование к потребителям оплачивать за энергоносители в российских рублях, и то, что все больше государств стало критически относиться к доллару как резервной валюте, отказываясь от него. И вновь в этом плане Россия – впереди планеты всей. Как оказалось, неспроста. А правильность такого курса подтвердило то, что в неимоверных  условиях санкционного давления ее экономика не только выстояла, но и успешно развивается. В отличие от других экономик международными экспертами в ближайшее время ей прогнозируется рост ВВП более чем на 2 процента. 

США же есть о чем беспокоиться. Падение авторитета доллара как резервной мировой валюты неизбежно отразится на ее экономических показателях: на снижении ВВП, активизации инфляционных процессов. Уже не приходится безоглядно пользоваться печатным станком, чтобы наводнить валютную систему не подкрепленным золотовалютными запасами и товарной массой долларом. А процесс, что называется, пошел. Международный валютный фонд в конце минувшего года вынужден был констатировать, что доля американской платежной единицы как мировой резервной валюты снизилась до 58,4 процента и достигла минимума с 1994 года. И сей факт – еще одно подтверждение, что мир становится биполярным, избавляется от экономического насилия США. Более того, многие ведущие экономисты предлагают рассматривать биполярную модель как промежуточный этап на пути к многополярной валютной системе, что для России более привлекательно, поскольку не станет явного лидера, способного диктовать другим странам свои интересы.

Нашпиговывая долларовой массой экономики стран третьего мира, а также своих союзников, раздавая кредиты налево и направо (последний, например, Польше на малые ядерные реакторы в размере 4 млрд), Вашингтон отнюдь не беспокоится об их благополучии. Он печется, прежде всего, о соблюдении своих интересов. Ведь падение авторитета доллара может привести к тому, что Соединенным Штатам будет весьма затруднительно погасить свой госдолг, который сейчас достиг почти 31,5 триллиона. И хоть нынешний президент страны Джо Байден не перестает уверять американцев в том, что все будет хорошо, он, наверное, не забыл классическое определение политики как концентрированного выражения экономики. А это значит, что если не станет главенствующего в мире бакса, Америке придется корректировать и свой политический курс, перестать доминировать и в политическом навязывании своих интересов. Тут уж пахнет не просто апперкотом, а нокаутом.

Напишите нам на info@mogilevnews.by, если у вас есть интересная тема для статьи.

Источник mogilevnews.by

Темы Мнения