Североатлантический блок, неформальным лидером которого все время считались Соединенные Штаты Америки, с самого момента его создания позиционировал себя таким военным зонтиком практически для всего мира. Тем более что он постоянно проповедовал свой якобы оборонительный характер, противопоставляясь Варшавскому договору.
Варшавского договора давно не стало. Можно было предположить, что отпадет надобность в развитии и расширении и НАТО. Однако произошло все с точностью наоборот. Не имея внешних мощных сдерживающих факторов и придумав себе нового врага – Россию, в Европе он стал творить, мягко говоря, непотребности, не принимая во внимание ничьи доводы, в том числе и российского правительства.
Однако европейские хитрованы, безоговорочно отдавая в Альянсе первенство США, в то же время очень ловко прятались за их спину, ухитряясь вносить в натовскую казну далеко не те средства, которые бы укрепляли это военное формирование. И основная финансовая тяжесть в последнее время лежала на американцах, которые отдавали на развитие блока более трех процентов своего ВВП.
Восемь лет назад, став хозяином Белого дома, Дональд Трамп, по сути больше финансист и бизнесмен, чем политик, эту несправедливость узрел и поставил остальным странам- членам НАТО условие довести их взносы в военный общак до двух процентов ВВП. Иначе, пригрозил, перестанет в таких объемах поддерживать уровень капвложений в оборонку.
Это экскурс в недалекую историю понадобился для того, чтобы понять нынешнюю тревогу натовцев по поводу дальнейшего существования Альянса, поскольку, как известно, Трамп вновь воссядет в Белом доме, а финансовое положение США, что называется, оставляет желать лучшего. По данным агентства Reuters, дефицит бюджета Америки по состоянию на октябрь нынешнего года вырос на 287 процентов и составил 258 миллиардов долларов. В таких условиях обещание сделать Америку могущественной Трампу будет осуществить непросто. И вполне объяснимы его претензии к странам-натовцам, а угрозы оставить блок без поддержки – весьма реальны. Тем более что таковыми они воспринимаются сейчас в Европе. И подтверждение этому -- разговоры о создании новой системы коллективной безопасности на континенте, о формировании общего контингента войск, своих внешнеразведывательных структур и пр., а в итоге – о реформировании НАТО, поскольку нет уверенности в том, что американцы останутся в нем, как раньше, на первых ролях. Издание Politico прямо замечает, что «Трамп никогда особо не стремился признать Евросоюз в качестве собеседника. Его возвращение в Белый дом наверняка вызовет сложности…».
Страсти подогревают и сами натовские военные. Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО по трансформации адмирал Пьер Вандье категорично заявляет: «Европа не сможет выиграть будущую войну вооружений, следуя правилам, которые она навязала себе сегодня. Ей необходимо больше рисковать, тратить больше средств, действовать быстро и сокращать бюрократию».
Как видим, трамповское требование увеличения взносов в переоснащение Альянса уже постепенно становится и требованием внутри блока. И не только в угоду хозяину Белого дома. Это заметило и издание The Financial Times, которое написало: «Европейские члены Североатлантического альянса ведут переговоры об увеличении целевого показателя оборонных расходов альянса до 3 процентов от ВВП, что отчасти связано с ожиданием возвращения Дональда Трампа на пост президента США (…) Они обсуждают резкое повышение с двух процентов от ВВП, что будет шагом, который окажет сильное давление на и без того напряженные дискуссии о национальных бюджетах внутри стран».
Последнее обстоятельство – национальные бюджеты – никак нельзя оставить без внимания. В Германии уже открыто говорят о том, что ее экономика упала до точки невозврата, и существует экстренная необходимость принятия мер спасения. А они же лежат в плоскости, обратной политике Евросоюза в отношении с Россией. Отсюда и правительственный кризис, преодоление которого даст возможность что-то изменить. Во Франции как на дрожжах растет внешний долг, а уровень жизни население вызывает все большее недовольство. И разного года обещания европейских политиков, в которых они, что называется, поднаторели, -- ведь обещать еще не значит выполнить – европейцев уже успокоить не могут. Как и запугивание внешним врагом, который спит и видит, как бы напасть на Европу.
Конечно же, главный противник НАТО да и всего Старого Света – Россия. Кто же еще. Тут и выдумывать не надо. Хотя подчас некоторые заявления европейских политиков кажутся более чем странными. Тот же Генеральный секретарь Альянса Марк Рютте обосновывает необходимость увеличения этого «целевого показателя» тем, что блок «не готов к угрозам» со стороны России. И тут же признает: «Это правда, что в данный момент прямая угроза со стороны России кому-либо из 32 членов НАТО отсутствует». Тогда чего же кипишиться? А потому, что в очередном заявлении тот же Рютте, как свидетельствует газета Bild, все переворачивается с ног на голову: «Россия уже давно ведет не скрытую, а открытую войну против стран НАТО». Вот уж действительно: то ему то, а то раз – и это.
Как известный песенный Костя, что называется, «за всю Одессу» Рютте зря говорит. Скажет, премьер-министры стран-участниц блока Венгрии и Словакии Виктор Орбан и Роберт Фицо совсем иного мнения. Они ни сейчас, ни в будущем не видят никакой угрозы европейскому миру со стороны России. Более того, словацкий лидер не скрывает своих планов в налаживании отношений с россиянами: «Я хочу нормализации отношений с Россией… Мы должны начать нормальный диалог, ведь то, что происходит сегодня, -- ненормально. И я гарантирую, как только война (на Украине –авт.) закончится для всех, все будет как обычно. Все поедут (в Россию), все захотят продавать и покупать».
В конечном итоге так оно и будет. Но пока что преобладают речи-страшилки, раздувающие лишь милитаристский угар. Что ж, языки без костей. Особенно, когда речь о собственной выгоде.