Взаимоотношения Украины с Европой и своими заокеанскими хозяевами приобрели интересную направленность. Неиссякаемую финансовую и военную помощь вроде бы все обещают, а не дают или дают, что называется, по минимуму. Как в той некогда популярной песне: «Ты скажи, ты скажи, чё те надо, чё те надо. Может, дам, может, дам, чё ты хошь». Вот и Байден недавно будто оговорился: прежде обещал давать Украине помощи, сколько нужно, а тут уже заверил, что США будут помогать столько, сколько можно. Существенная разница.
Эта индифферентность объясняется еще и тем, что уже дали немало, а отдачи никакой: как заметил один из журналистов, ВСУ отмывают штаны после «успехов» в контрнаступе. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, например, подсчитал, что «Евросоюз и его страны-члены передали Украине военную помощь на 27 миллиардов евро». Американцы же, как известно, и того больше.
С другой стороны, украинское руководство в скромности запросов никак не упрекнешь. Зеленский не прочь отхватить у США на следующий год более 50 миллиардов долларов. А глава ВСУ Валерий Залужный на встрече с американским министром обороны Ллойдом Остином, не покраснев, заявил, что украинской армии нужно
17 миллионов снарядов, а также 350–400 миллиардов долларов на «деоккупацию страны». Как сообщает «Украинская правда», «Остин… мягко говоря, удивился, потому что во всем мире не собрать столько снарядов». И даже The New York Times заметила: «У этих украинских генералов и высокопоставленных гражданских официальных лиц нереалистичные ожидания относительно того, что будут поставлять США».
В общем-то, наступает эпилог в известном сценарии, который использовали Соединенные Штаты Америки и ранее: в Ираке, Афганистане и везде, где ступал сапог американских солдат. Как в народе говорят, «поматросят да и бросят». Причем в разрухе и бедности. И здесь нет ничего удивительного. Срабатывает, по словам российского президента, имперская психология американцев, выработанная за всю историю страны, поскольку она никогда не воевала на своей территории, а потому не ведает, что такое чудовищные разрушения и огромные людские потери.
Такой финал ожидает и Украину. «Не первый раз империализм ставит марионетку, использует ее и выбрасывает на помойку, – охарактеризовал ситуацию президент Венесуэлы Николас Мадуро и привел пример. – У нас был шут, как Зеленский – Гуайдо… Империализм схватил его и выкинул на помойку в Майами».
Выводы венесуэльца идентичны с выводами сенатора-демократа Конгресса США Криса Мёрфи, который заметил, что «просто не думает, что есть какие бы то ни было сомнения насчет того, что мы вот-вот бросим Украину». Куда уж откровеннее!
Глядя на заокеанского «старшего брата», стала кормить обещаниями, а не деньгами Украину и Европа. Великобритания вообще не определила в своем бюджете на следующий год объема помощи «незалежной», чему, сопоставив с английской риторикой, весьма удивились украинцы. Германия тоже, что называется, начала вертеть хвостом. Канцлер ФРГ Олаф Шольц считает, что его страна уже дала очень много, поэтому «в зачет» на будущее пойдет уже предоставленная помощь. А министр обороны Германии Борис Писториус, отвечая на вопросы журналистов, вообще открестился от «незалежной»: «Мы, во-первых, не являемся союзниками Украины. Это значит, что мы не находимся в ситуации, обязывающей вмешиваться в рамках альянса».
Но если немцы и англичане, что называется, держат «мину при плохой игре», то некоторые европейские государства открыто выступают за прекращение поддержки Украины в конфликте. И даже пробуют блокировать решения Евросоюза, выступающего за продолжение выделения ВСУ больших сумм.
Понимая неоднозначность ситуации, руководство Евросоюза приняло решение о начале переговоров по вступлению Украины в свое содружество. И тут инициатором выступает глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Ее заместитель Вера Юрова, побывав на Украине, сделала вывод, что «еще многое предстоит сделать в плане борьбы с коррупцией и защиты меньшинств… Через две недели Еврокомиссия сообщит европейским лидерам, что Украина отвечает всем условиям для безотлагательного начала переговоров о вступлении». Интересный вывод. Два основных требования «незалежной» до сих пор не выполнены, но – соответствует. Как быстро меняются европейские принципы.
Уже известно, как принималось решение о начале переговоров. Достаточно было канцлеру Австрии Карлу Нехаммеру, выступающему против начала переговоров, несколько минут отсутствовать в зале заседания, как без него быстро проголосовали «за». И это не единственный случай, когда европейские политические шулера, что называется, передергивают карту. Тот же Шольц, когда шло обсуждение по поводу выделения пакета помощи Украине, посоветовал премьер-министру Венгрии Виктору Орбану, ярому противнику дальнейшего финансирования, пойти в буфет и выпить чашечку кофе.
Но, несмотря на подобные штучки, Европа прозревает. И министр иностранных дел Словакии Юрай Бланар заинтересовался тем, что ответит руководство Еврокомиссии «на вопрос о том, как мы можем начать переговоры со страной, которая находится в стадии военного конфликта».
Наверное, и на это ответ найдется. Но привычный американский сценарий приближается к эпилогу. И он, надо полагать, не станет радостным для Украины.