Скользкая дорожка

Заметили: зимы в наших широтах в последние годы — это не мороз с поскрипывающим под ногами снежком, а сменяющие снегопады оттепели, когда снег начинает подтаивать, а потом нагрянувший морозец заковывает тротуары и дорожки в ледяной панцирь. И тогда, как в старой песне группы «Машина времени», «в городе горе — гололед».
 
По словам могилевских медиков, уличный травматизм увеличивается в зимний период почти что втрое. Только за 4 декабря в городской травм­пункт Могилева, по данным Минздрава, обратилось свыше 50 горожан. По информации медиков областной детской больницы, даже в ноябре помощь была оказана 55 детям из Могилева и Могилевского района с различными травмами, 11 из них госпитализированы с переломами. Ноябрь — не зимний месяц? Но врачи говорят, что немалое количество травм люди получают во время первого осеннего гололеда — не успевают адаптироваться к изменениям погоды и состоянию улиц. В декабре 2016- го в больнице приняли 110 детей с гололедными травмами, в 2017-м за такой же период 97, но прошлый декабрь был, считай, бесснежным. Ну, а в среднем число травмированных за зиму людей в последние годы практически не меняется. «Примерно около полутысячи человек принимаем с травмами каждый зимний сезон», — сообщили в городском травмпункте.
 
Моя соседка по лестничной площадке почти месяц пробыла на больничном — выходила из подъезда, поскользнулась на тротуаре и вывихнула плечо. Другой знакомый «пробюллетенил» несколько месяцев — сломал лодыжку. В Минздраве, кстати, недавно озаботились ростом расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Почему такое происходит — требует анализа. Между тем около 15% больничных листов, оформленных зимой, приходится, по приблизительным подсчетам, на уличные травмы, из их числа примерно 20% случаев приводит к инвалидности. За этим не только личная драма человека и его семьи, но и экономические потери.
 
В канун каждого сезона и медики, и МЧС информируют население об опасности гололеда, советуют, что надо делать, дабы избежать травм и ушибов. Но… «По большому счету профилактика травматизма — это не медицинская проблема, — подчеркнула заведующая городским травмпунктом Наталья Денисенко. — Это проблема коммунальщиков, которые должным образом должны убрать улицы, тротуары от снега и льда, людей, которые и сами в гололед должны надевать подходящую обувь и для детей ее покупать, это социальная проблема — часть пострадавших получили травмы, будучи в нетрезвом состоянии».
 
В самом деле, гололед — не цунами и не землетрясение, которое, бывает, невозможно предугадать. Метеорологи заблаговременно предупреждают об опасности гололеда и вроде как коммунальные службы должны быть готовы к экстремальной ситуации: подготовить транспорт, реагенты, лопаты, ломики и песочек. Все прописано и расписано: убирать снег и наледь на остановках общественного транспорта должно дорожно-мостовое предприятие, с придомовых территорий, внутриквартальных проездов и около подъездов — работники ЖЭУ, с прилегающих к ведомственным зданиям территорий — предприятия и организации. Установлены определенные требования: пешеходные зоны, крыльцо и ступеньки зданий должны ежедневно и по мере необходимости очищаться от снега, наледи, посыпаться противогололедными средствами. Разработаны нормы: к примеру, основные транзитные пешеходные дорожки (аллеи), лестницы, пандусы убираются в первую очередь с 7 до 8 часов утра, а в случае выпадения обильных снегопадов работы должны производиться в двухсменном режиме.
 
По словам санврачей, на тротуарах снега и льда не должно быть вообще. Однако зима для многих из тех, кто обязан проводить противогололедные мероприятия, как всегда, наступает неожиданно. «Шел недавно на работу, с неба снежок, похоже, сыпался всю ночь, — рассказывал позвонивший в редакцию читатель. — Одни организации (аптека, например) в 7 часов утра очищают территорию от снега, а большинство магазинов, к примеру, и в ус не дует — в отдельных местах приходилось, что называется, скользить «на полусогнутых». Работники ЖЭУ с самого утра должны приходить и делать посыпку соляно-песчаной смеси на тротуары, но где делают, где — нет. На остановках — та же картина. Все зависит от ответственности руководителей предприятий и организаций? А как воздействовать на безответственных?»
 
Своевременное проведение противогололедных мероприятий постоянно мониторит санслужба — злостных нарушителей наказывают. По информации Могилевского зонального центра гигиены и эпидемиологии, в период с 3 по 7 декабря была обследована территория 185 объектов в Могилеве и 44 в Могилевском районе. Нарушения санитарного содержания территорий, несвоевременное выполнение противогололедных мероприятий было выявлено на 55 объектах Могилева (30,5 % от числа обследованных) и 20 в Могилевском районе (45 % от числа обследованных). В частности, несвоевременно провели очистку от снега и наледи, обработку противогололедными средствами крыльца, ступенек входных групп жилых домов, тротуаров и пешеходных зон по ряду адресов работники ЖЭУ-19. Выявлены также нарушения на территориях жилых домов ЖЭУ-12 и ЖЭУ-7. Не была проведена уборка от снега пешеходных дорожек, не проведены противогололедные мероприятия на территории, прилегающей к общежитию по ул. Орловского, 66. От въезда в хозяйственную зону до приемного покоя не были очищены от снега и наледи пешеходные дорожки на территории Могилевской областной психиатрической больницы… Разумеется, руководителям предприятий и организаций, допустившим нарушения, выданы рекомендации об устранении нарушений, их выполнение взято под контроль. Но оттепель сменяется морозами и все повторяется: если центральные улицы Могилева убираются достаточно неплохо, то в отдаленных районах — мама не горюй.
 
Коммунальщики сетуют, что не успевают вовремя убрать снег и лед из-за дефицита работников и техники. Самые предусмотрительные могилевчане в борьбе с гололедом используют разные народные средства — наклеивают, к примеру, на подошву лейкопластырь или кусочки наждачной бумаги… И удивляются, что жителям западных стран подобное просто в голову не приходит — такой проблемы, как гололед, там вообще не существует. Потому как тамошние коммунальщики считают деньги. Если человек не по своей вине «упал, поскользнулся, гипс», то обращается в суд с требованием компенсации за полученную травму. Для этого достаточно самого факта: территория не обработана антигололедными средствами. В наших же пенатах, говорят юристы, обращение пострадавшего в суд превратится в долгую канитель с неопределенным результатом. Придется доказывать, что травма произошла не по вашей неосмотрительности, а из-за ненадлежащего исполнения работниками соответствующих служб своих обязанностей: дворник, допустим, в этот день не вышел на работу или нарушил график уборки. А нет нарушений — нет и вины! К тому же, по словам дворников, каждый метр под ногами песком не посыплешь, а если и посыплешь, то когда то мороз, то оттепель, то снег с дождем, через короткое время на этом месте снова появляется лед. Никакого песка, мол, не хватит!
 
Песчано-соляная смесь портит обувь (принципиальный немец и за это бы подал в суд!), автомобильную резину, загрязняет почву. С использованием других противогололедных реагентов та же беда: дождь их смывает, и опять становится скользко. Особенно, посетовали могилевчане, там, где тротуары и дорожки вымощены плиткой. Она действительно травмоопасна в большей степени, чем асфальт, — влага просачивается непосредственно в плитку, и с наступлением холодов бетон промерзает до основания. В результате на поверхности дорожки — ледяная корка, превращающая тротуары в сплошной каток. Учитываются ли «скользящие» свойства, когда принимаются решения об устройстве дорожек? «Насчет того, какими должны быть тротуарные покрытия, — это к проектировщикам», — сказали в горцентре гигиены. На практике, похоже, проектируется просто та плитка, которая имеется в продаже и, по обыкновению, самая дешевая с соответствующим качеством. Показательно, что в Минске только сейчас начали разрабатывать отдельный регламент по обработке пешеходных дорожек и тротуаров. Обсуждается и использование в качестве посыпки каменной крошки. Возможно, такой регламент стоит разработать и в Могилевской области?
 
В странах Западной Европы, где использование солей в борьбе с гололедом ограничено, нашли альтернативные методы. В Швеции и Финляндии, к примеру, для посыпки дорог и тротуаров используют мелкую гранитную крошку, весной ее собирают спецтехникой, и следующей зимой используют снова. В Швейцарии и Австрии тротуары обрабатывают смесью песка и мелкого щебня. В Норвегии теплотрассы прокладывают прямо под пешеходными дорожками, при низкой температуре воздуха вода на таких тротуарах, не замерзая, уходит в канализацию. Наши кулибины тоже не спят в шапку. Молодой ученый-химик из НАН Беларуси несколько лет назад изобрел полосы противоскольжения — специальный полимерцементный состав, который наносится на плитку и при затвердевании создает пористую прочную структуру, эффективно отводящую воду. Занялся он этим проектом после того, как сам, поскользнувшись на тротуаре, сломал лодыжку. Опытные испытания показали, что при покрытии составом тротуарной плитки в зимний период коэффициент сцепления подошвы обуви с поверхностью дорожки увеличился вдвое. Насколько это изобретение эффективно на практике, каким вообще должно быть идеальное средство ото льда — можно спорить. Но очевидно, что пока наша борьба против льда направлена, по большому счету, не столько на предупреждение травматизма, сколько на ликвидацию последствий стихии. Может, и нам не мешало бы разработать программу действий с участием дорожников, коммунальщиков и ученых, направленных на то, чтобы использование противогололедных средств было эффективным и безвредным?
 
Ну, а пока нам, пешеходам, остается быть бдительными в гололед, внимательно смотреть под ноги, и… контролировать уборку улиц от снега и льда. Минчане, например, сообщают о недостатках в этом деле по единому номеру 115 и на сайт 115. бел. Говорят, без реагирования их обращения не остаются.