Посещая авиамузей под открытым небом, расположившийся на аэродроме аэроклуба имени Андрея Кулагина, поймал себя на мысли, что было бы неплохо разместить здесь и макет легендарного истребителя Великой Отечественной войны «Ла-5». Дело в том, что на такой боевой машине как раз и воевал Андрей Михайлович Кулагин, Герой Советского Союза.
Путь в авиацию
Путь в военную авиацию у Андрея Михайловича был типичным для советской молодежи предвоенных лет. Работая в Могилеве слесарем авторемонтного завода имени Кирова, он записался в местный аэроклуб. В 1939 году Андрей его окончил и поступил в Армавирскую военную авиационную школу пилотов.
Первый бой Андрей Кулагин провел летом 1942 года почти над аэродромом Армавирской авиашколы. А дело было так. Прилетел командир фронтового полка и объявил, что для пополнения поредевших эскадрилий ему нужны отважные бойцы, которые в технике пилотирования посильнее да характером посмелее. В числе других добровольцев вызвался и Андрей Кулагин. Он взлетел вместе со своим товарищем Василием Крючковым. После выполнения каскада фигур высшего пилотажа парни заметили в небе вражеские самолеты и решили их атаковать. Боевое крещение – суровое испытание на стойкость. После схватки с 5 «мессер-шмиттами» в самолете Андрея и Василия техник насчитал 40 пробоин. Ни одного вражеского истребителя они тогда не сбили, но и фашисты, несмотря на численное превосходство, не смогли сбить самолеты Кулагина и Крючкова.
Андрей Кулагин.
Свою первую победу Андрей одержал 27 января 1943 года в районе Армавира, где, встретив группу многоцелевых самолетов «Ме-110», одного из них сбил огнем из пушки своего «Як-1».
В феврале 1943 года полк был перевооружен: «Яки» были заменены истребителями «ЛаГГ-3». 27 марта в составе
7 «ЛаГГов» Кулагин штурмовал группировку войск противника. Внезапно налетели немецкие истребители «Ме-109». Их было в два раза больше «ЛаГГов», но наши пилоты дрались отважно и одержали победу. В этом бою Кулагин сбил один вражеский самолет.
Через 3 дня, 30 марта 1943 года, на фюзеляже кулагинского истребителя появилась еще одна звездочка – символ победы над врагом. В районе станицы Анастасиевской 8 «ЛаГГов» провели успешный воздушный бой с 10 «Ме-109», в котором Кулагин одержал новую победу. В ходе разгоревшейся схватки он удачно атаковал и другой самолет: враг уже был в прицеле, осталось только нажать на гашетку… Но в это время в тяжелом положении оказался один из однополчан. Кулагин, оставив немца, резким маневром и плотным огнем отогнал фашистский истребитель от самолета товарища.
«Ночной охотник»
Постепенно рос счет победам Андрея. К ноябрю 1943 года старший лейтенант Кулагин сбил полтора десятка немецких истребителей и бомбардировщиков. А вскоре он стал осваивать новое для себя амплуа летчика-истребителя: переквалифицировался в «ночного охотника». Дело в том, что немцы изменили тактику и стали бомбить наши войска в районе Керчи по ночам. Вот командующий 4-й Воздушной армией К. А. Вершинин и поставил боевую задачу летному составу.
«Охотники» сначала вылетали в сумерки и встречали фашистские бомбардировщики вблизи линии фронта. Немцы, обнаружив советские истребители, бросали бомбы в море и удирали. И сбить их не удавалось. Тогда наши летчики изменили тактику: стали вылетать на задание в темноте. Обнаруживая в небе противника, они незаметно подкрадывались к нему и атаковали.
Через 1,5 месяца такой ночной «охоты» противник был вынужден отказаться от полетов. Действия бомбардировочной авиации врага были практически парализованы. За это время Кулагин лично сбил
7 самолетов, и все ночью. О славных боевых делах Андрея и его товарищей в тот период часто писали фронтовые газеты.
Вскоре за проявленные доблесть и отвагу заместитель командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Андрей Кулагин был удостоен звания Героя Советского Союза. Он лично сбил 22 немецких самолета и 4 в группе. А 249-й истребительный авиационный полк стал именоваться 163-м гвардейским Феодосийским. Вместо устаревших «ЛаГГов» авиачасть получила новейшие скоростные истребители конструктора Семена Лавочкина «Ла-5ФН».
На этих машинах пилоты-гвардейцы не только приняли участие в операции «Багратион», но и освобождали Могилев и область от немецко-фашистских захватчиков.
Кулагину с однополчанами приходилось летать на разведку, прикрывать рейды штурмовиков и бомбардировщиков. А еще Андрею очень хотелось сбить немца над родным городом. Но люфтваффе словно вымерло. Лишь 26 июня однополчанам Кулагина удалось подловить «мессера», который упал на юго-западной окраине Могилева…
Потом были бои за освобождение Польши, Восточной Пруссии. Всего за годы войны Андрей Михайлович, совершив 762 успешных боевых вылета, принимая участие в 142 воздушных боях, сбил 32 самолета противника лично и 7 – в группе. После войны продолжил службу в ВВС СССР. В 1945 году он окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы ВВС, а в 1954 году – Военно-воздушную академию. В 1955 году Кулагин ушел в запас в звании полковника. Жил в Минске. С 1959 года работал инструктором Заводского районного комитета КП Белорусской ССР города Минска, а с 1961 года – инструктором, заведующим отделом административных органов ЦК КПБ. Избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 2-го созыва. Андрей Михайлович несколько раз приезжал в Могилев на День Победы.
Отважного летчика не стало 9 марта 1980 года, в апреле 1985 года его имя присвоено Могилевскому аэроклубу.
«В бой идут одни «старики»
Многим известно, что военным консультантом фильма режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» был Семен Ильич Харламов, генерал-полковник ВВС, Герой Советского Союза.
Семен Харламов.
Благодаря стараниям Харламова фильм получился правдоподобным. Кстати, в киноленту вошли некоторые факты из военной биографии прославленного летчика. В июне 1944 года гвардии старший лейтенант Харламов участвовал в освобождении Могилевщины и … воевал в одном полку с Андреем Кулагиным. Но если эскадрилья Кулагина должна была сбивать немецкие самолеты, то у подразделения Харламова был другой статус – они занимались воздушной разведкой. Семену Ильичу приходилось, как и Маэстро в фильме, «ходить по крышам, заглядывать в стволы зениток», чтобы добыть важные сведения. Летать Харламову, правда, приходилось не на трофейном «мессере», а на отечественном «Ла-5». Но с боевой задачей Харламов справился отлично. За добытые важные сведения, позволившие нашим войскам прорвать оборону немцев на Проне, Басе и у Могилева, замкомэска Семен Харламов был награжден орденом Красного Знамени.
10 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования в боях при форсировании рек Проня и Днепр, прорыв сильно укрепленной обороны немцев, а также за овладение городами Могилев, Шклов и Быхов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР 163-й гвардейский авиаполк был награжден орденом Суворова III степени.
Где найти «Ла-5»?
За годы Великой Отечественной войны советской промышленностью было выпущено более 21000 истребителей КБ Лавочкина всех модификаций. Но практически все самолеты были утрачены. До наших дней «дожил» только «Ла-7» Ивана Кожедуба, на котором ас №1 сбил 16 из 62 самолетов противника. Истребитель находится в экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в поселке Монино Московской области.
Александр Микулич.
Фото из открытых источников.