Окончание этого идиоматического выражения подразумевает слово «комедия». Однако те комедийные действия Международного олимпийского комитета, которые он предпринимал на протяжении почти двух последних лет, всячески препятствуя спортсменам России и Беларуси участвовать в крупных международных соревнованиях и турнирах, вряд ли у кого вызывали желание улыбаться.
Смешными, нелогичными и просто абсурдными выглядели оправдания этих действий, ссылки на Олимпийскую хартию, на различного рода международные спортивные уставы. Здесь у любого человека возникало стойкое убеждение в отсутствии какой-либо юридической логики. Зато появлялось понимание, что в действиях МОК главенствует политика. И это обстоятельство говорит о том, что международные спортивные чиновники попирают главнейший принцип той же Олимпийской хартии: спорт вне политики.
Однако надо же было МОК и его главе Томасу Баху каким-то образом не отставать от Европейского союза, вводящего пакет за пакетом санкции против россиян и белорусов. Вот и придумали – «не пущать!». Федерациям по видам спорта предписывалось также ввести запретные нормы. Ну а те и рады стараться. Во- первых, оказались в европейском тренде. А во-вторых, стало легче без сильных российских и белорусских соперников завоевывать медали.
Но, посеяв ветер, МОК понял, что может пожать бурю. Поэтому после полного запрета посыпались условия, при которых атлеты из России и Беларуси все же могут быть допущены к участию в международных турнирах. Сначала – только в индивидуальном статусе. Но даже такое «послабление» вызвало у некоторых «доброжелателей» бурю протеста. Их требования – «не пущать!» – и все. Как же, в теннисных турнирах, в фехтовании и кое в каких иных видах «запретники» начали выигрывать медали и кубки, подтверждая свое реноме.
Чтобы как-то успокоить «мировую спортивную общественность», условия начинают ужесточаться. Теперь МОК «снисходит»: никаких команд и никаких гимнов, никаких цветов, никакой национальной идентификации в отношении России и Беларуси. А Бах вещает: «При этом мы предоставили возможность спортсменам соревноваться как индивидуальным спортсменам, но не как представителям своей страны».
Но даже такой подход не удовлетворяет ту самую «мировую общественность». Многие европейские страны заявляют, что если россияне и белорусы будут допущены даже в таком статусе, то они станут бойкотировать Олимпийские игры 2024 года в Париже. И, естественно, среди самых непримиримых – украинцы, поляки, прибалтийцы. Да и в других частях Европы наших «друзей» хватает. И опять МОК как бы делает шаг назад, заверяя, что окончательное решение по участию в Олимпиаде еще не принято.
«Окончательное решение» состоялось 8 декабря. В определенной мере к принятию его подхлестнула начавшаяся в России подготовка к Играм дружбы, хоть и объявил их тот же МОК «вне закона». Как и следовало ожидать, решение оказалось комедийным, поскольку не содержит ничего нового в сравнении с тем, что декларировалось ранее. А именно: россияне и белорусы имеют возможность на Олимпиаде-2024 в Париже выступать только в нейтральном статусе, только в личных первенствах; кроме того, из них будет произведен отбор лишь тех, кто не поддерживает спецоперацию на Украине и не имеет отношения к спортивным обществам силовых структур. При этом абсолютно не ясна процедура отбора: кто станет его производить, по каким критериям и пр.
Комментируя «высочайшее изволение» МОК, некоторые зарубежные обозреватели склонны считать его своеобразным прорывом после прежнего табу. Иную оценку дают российские спортивные специалисты. «В связи с этим решением нам что, в ноги кланяться? – вопрошает глава Национальной федерации спортивной борьбы Михаил Мамиашвили. – Сперва от них прилетели ограничения на непонятных условиях, основанные на непонятно каких хартиях и уставах, а теперь допустили. Допустили, и спасибо».
Старший тренер сборной России по спортивной гимнастике Валентина Родионенко считает, что «ни о каком прорыве говорить не приходится». Также она высказала мнение, что россиянам «не нужно ехать в Париж на таких условиях». Трехкратная олимпийская чемпионка в синхронном плавании Светлана Колесниченко указывает на бессмысленность разрешения в отношении к ее виду спорта, поскольку он – командный. Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев и экс-министр спорта Павел Колобов обращают внимание на его запоздалость, поскольку во многих федерациях отборы на Олимпиаду либо уже прошли, либо заканчиваются. И поэтому атлеты не смогут в ней участвовать. Как бы там ни было, а МОК настолько ощипал права российских и белорусских спортсменов-олимпийцев, что вызвал скорее негодование, чем стремление выйти на старты. Именно так выразился двукратный олимпийский чемпион по плаванию Евгений Рылов. «Решение МОК выглядит формальным, чтобы увидели – они допустили, приняли решение, чтобы история с нашим допуском хорошо выглядела со стороны. Но по сути это ничего не меняет. Не вижу возможным получать нейтральный статус, соглашаясь что-то подписывать, идти против страны», – заявил именитый пловец.
Поедут ли российские и белорусские олимпийцы в Париж? Официальная позиция здесь однозначная: тот, кто считает нужным, может ехать соревноваться. У некоторых спортсменов это последняя возможность проявить себя, для реализации которой потрачены такие многолетние труды. И по-человечески это понятно. Но, как прогнозируют спортивные обозреватели, подавляющее большинство тех, кто подходит с учетом ограничений, национальную гордость посчитают выше подачки МОК. То, что Томас Бах и возглавляемый им МОК уворовал у российских и белорусских спортсменов четыре года упорной подготовки, чтобы доказать свое мастерство на самом высоком уровне, которым считается Олимпиада, очевидно. Но президент Международной боксерской ассоциации (IBA) Умар Кремлёв обвинил главу МОК и в прямом воровстве. «Томас Бах не соответствует должности, – заметил он. – Он должен ее покинуть. Кроме коррупции, есть воровство и грабеж у спортсменов. Деньги за Олимпиаду не дают спортсменам, забирают функционеры. Бах ворует у спортсменов».
А что же «мировая общественность»? Даже при таком однобоком решении МОК о допуске россиян и белорусов наши «друзья» высказывают недовольство, считая его мягким. Украина, ранее призывавшая в случае участия спортсменов стран-«агрессоров» игнорировать Олимпиаду, нынче заявляет, что примет в ней участие. Исполняющий обязанности министра молодежи и спорта «незалежнай» Матвей Бедный при этом заявил: «У нас есть чуть более полугода, чтобы сделать все, чтобы россияне (и белорусы, конечно, – авт.) туда не попали». Не смогла сдержаться и премьер-министр Эстонии Кая Каллас: «Разочарована решением МОК допустить российских и белорусских спортсменов на Игры 2024 года в Париже. Политически и морально неправильно – пора усилить изоляцию, не уступать России. Спорт – это инструмент российской пропагандистской машины, игнорирование которого означает переход на сторону агрессии».
Оставим на совести этой заполошной дамы ее мнение. Тем более что она открыто признает политизированность нынешнего спорта. Вот таким, не лишенным комедийности, стало решение Международного олимпийского комитета, хотя в результате оно повлечет за собой и элементы трагизма в мировом спорте. И проявляются они в том, что вместо объединяющей функции спорта, укрепляющей мир, его политизированность уподобляется клину, вбиваемому политиканами в мировое сообщество. И тут уж не до улыбок.