От известной поговорки «Всякому овощу свое время» построим аналогию ко всякому промышленному изделию, которое тоже имеет определенный срок хранения или потребления. А среди многообразия этой продукции есть и такая, которая, можно сказать, находится «в законе». Это означает, что периоды пользования ею установлены соответственными инструкциями, и нарушение их просто не допускается. На некоторые изделия эти сроки определены даже постановлением правительства.
Что ж, наверное, подобные ограничения имеют какие-то обоснования. Но тогда следовало бы соответствующим службам за сроками эксплуатации следить строго, раз уж нарушение их грозит такими последствиями, что потребовалось принятие ограничительных документов. Однако, как часто бывает, у нас спохватываются лишь при случае.
Вот и к инвалиду-могилевчанину по совершенно иному поводу наведались работники службы газоснабжения и обнаружили, что газовая плита у него выслужила установленные сроки эксплуатации и по этой причине подлежит замене. Иных причин установлено не было, поскольку внешний вид прибора не вызывал никаких подозрений, а его работа — претензий. Но все равно, сославшись на грозное постановление, газовики предупредили, что в случае невыполнения их требований отключат газоснабжение. А чтобы выполнить предписываемое, нужно приобрести новую газовую плиту.
Конечно, эти приборы не в дефиците. Их можно купить в каждом профильном магазине, где вам предложат их даже в широком ассортименте. Проблема в том, где инвалиду взять такие деньги, поскольку стоимость газовых плит тянет не на одну пенсию. Вот и выходит, что сидеть человеку без газа, хотя и с исправной, хоть и не совсем новой газовой плитой. И с впечатлением, что высокие инструкции или постановления создаются лишь для того, чтобы опустошить карманы потребителей. Ведь если провести вторую аналогию в отношении лифтов в наших домах, то коммунальники на подобные ограничения сроков их эксплуатации, что называется, плевать хотели. И заменять подъездные подъемники совсем не спешат, ссылаясь на ту же нехватку финансирования. В общем, у них тоже нет денег. Но никто лифты за то, что они отработали установленные сроки безопасной эксплуатации, останавливать не собирается. Хотя в случае чего (постучим по дереву!), последствия могут быть не менее катастрофичными.
С интересным фактором, тоже касающимся газового хозяйства, пришлось столкнуться совсем недавно. В газовой плите прогорела металлическая крышечка, покрывающая одну из горелок. Страха никакого, но прибор уже прослужил где-то полтора десятка лет, хотя и находится в идеальном состоянии, поэтому хотелось это состояние поддерживать и впредь. Однако, как в известной поговорке о соответствии желания и возможности, не получилось. Во всех магазинах, торгующих запасными частями к газовым приборам, крышечек нужного размера не оказалось. И причин такого отсутствия установить не удалось. Продавцы и консультанты в один голос заявили, что к той модели плиты, о которой речь, запасные части заводом-изготовителем не выпускаются. Зато полно комплектующих к новым образцам. Вот и подумалось: «Плита еще установленный нормативными документами срок не отслужила, а привести ее в нужный вид возможности уже нет. И зачем, скажите, запчасти к новым изделиям, если они совершенно новые и никакого ремонта в ближайшие годы не потребуют, поскольку не работали даже гарантийный срок?». На этот вывод работники магазина тоже вразумительного ответа не дали: мол, обращайтесь к производителю. Но ради небольшого в диаметре металлического круглячка в такие приключения пускаться не было никакого резона.
Да и мастера местного района газоснабжения при ежегодном обследовании и профилактическом осмотре газовой отопительной системы успокоили: крышечка горелки плиты большой роли в ее работе не играет, а служит лишь для того, чтобы в горелку не попадала вода. Так что достаточно не допустить, чтобы приготавливаемый суп при кипении не «выскочил» из кастрюли — и проблем не возникнет.
Кстати, в процессе летнего профилактического осмотра отопительной системы, работающей на «голубом топливе», выяснилось и еще одно обстоятельство, подтверждающее, что в системе газоснабжения все нацелено на выкачивание денег из клиентов. Работники местного, как его называют в народе, райгаза добросовестно проверили всю аппаратуру, прочистили вентиляцию. В общем, сделали весь регламент предполагаемых в таких случаях работ. Даже инструктаж по технике безопасности с пользователем провели. За это по заключенному тут же договору пришлось заплатить определенную денежную сумму: каждая работа должна быть оплачена. Но оказывается, что в системе газового хозяйства существует еще и какая-то межрайонная инспекция, которая должна после них опять же все проверить и подписать допуск к эксплуатации газоотопительной установки. И за этот допуск вновь надо будет платить определенную сумму.
Казалось, все бы ничего, но, во-первых, работник этой инспекции наведается к вам только тогда, когда вы поставите его в известность, что требуемую сумму платежа уже внесли. А во-вторых, он вообще может не появиться, что бывало в прежние годы, хоть и получит такое сообщение, поскольку находится в другом районе. Однако считается, что система отопления к эксплуатации допущена. Правда, так и останется неизвестным, за что платеж внесен.
На первый взгляд, можно предположить, что последняя проверка вызвана соображениями жесткого контроля за безопасностью. И это обстоятельство вызывает лишь чувство удовлетворения и дальнейшего жизненного спокойствия. Но когда «проверяющий» так и не появится, станет со всей определенностью ясно, что это очередной способ простого выкачивания денег у потребителя. А ему это надо? Как и прочее, о чем велась речь.