Как известно, Североатлантический блок (НАТО) – это 32 государства, входящих в его состав. Однако основным столпом, поддерживающим этот воинственный союз, созданный 75 лет назад (недавно на Западе скромно отпраздновали этот юбилей), являются Соединенные Штаты Америки.
И не только в политическом, но и в экономическом смысле, поскольку их финансовые вливания в Блок значительно превосходят взносы других его членов. А, обладая таким военным влиянием, до недавнего времени США распространяли его и на другие сферы жизни мирового сообщества.
С началом процесса установления многополярного мира это положение Америки значительно пошатнулось. И не только в политическом, но и в военном отношении. Во-первых, огромное влияние на ситуацию оказывает то, что на украинском поле боя доминирует Россия и попытки союзников Киева не вносят никаких изменений в создавшееся положение. Наоборот, и НАТО, и США испытывают дефицит в военной технике, которую могли бы поставить Киеву. А парламенты стран – членов Блока с все большей натугой выносят решения о финансировании ВСУ. В американском же Конгрессе вообще, кажется, включен тормоз на выделение финансовой помощи: голосование в Палате представителей периодически переносится, а республиканское большинство и вовсе выступает против дальнейшего финансирования Украины.
С целью переубедить американских парламентариев в США прибыл министр иностранных дел Великобритании, бывший премьер-министр этой страны Дэвид Кэмерон. Однако спикер Палаты представителей Конгресса Майк Джонсон отказался встречаться с ним. Выступить перед конгрессменами и попросить денег для Украины планирует и японский премьер-министр Фумио Кисида. Как видим, в бой вступает «крупнокалиберная артиллерия» коалиции.
Получив отказ от встречи, «делегат» из туманного Альбиона решил обратиться к кандидату в президенты США на предстоящих выборах и бывшему главе Белого дома Дональду Трампу, заявив следующее: «Я думаю, что есть понимание, что отказ от поддержки Украины приведет к ослаблению ее позиций, и кто бы ни стал президентом в конце этого года, он не хочет оказаться в такой ситуации».
А вот понимание, на которое уповает Кэмерон, как раз и пошатнулось в обратную сторону. Если ранее, что называется, во всех грехах обвиняли Россию, как и в «интервенции» на Украине, то сейчас даже американский министр обороны Ллойд Остин на слушаниях в Конгрессе признал, что, если бы он оказался на ее месте, а ситуация с продвижением НАТО на восток (вступлением в Альянс Украины, Финляндии, Швеции) развивалась так же, то ему тоже она бы не понравилась. Этим самым глава Пентагона фактически признал, что Москву вынудили начать специальную военную операцию на Украине.
Несмотря на петушиные наскоки президента Франции Эммануэля Макрона и его заявления об отправке войск в зону конфликта, лидер партии «Вставай, Франция!» Николя Дюпон-Эньян считает, что «мир возможен, если Украина будет демилитаризована и если НАТО останется там, где находится сейчас, и не будет продвигаться на восток». И в американском Конгрессе, замечает конгрессмен-республиканец Майк Тернер, многие убеждены, что конфликт на Украине вспыхнул из-за действий НАТО. Не оказывать помощь СБУ, а заботиться о собственной безопасности призывает французов и зампредседателя партии «Реконкиста» Марион Марешаль: «Роль Франции не в том, чтобы воевать вместо Украины. Поставлять оружие Киеву – значит разрушать нашу систему обороны, которая и так находится в крайне тяжелом состоянии».
Подобные настроения все больше охватывают и заокеанских милитаристов. Американский экономист Джеффри Сакс недвусмысленно заметил: «США по-прежнему считают, что правят миром. Конечно же, это чрезвычайно наивно и невероятно опасно, это ведет к напряженности повсюду». И эта напряженность просто объяснима: американцы утрачивают доверие прежде верных своих союзников. Те понимают, что в случае возникновения военной угрозы их никто не защитит: ни Штаты, ни НАТО. Тем более что состояние Альянса все больше на Западе вызывает обоснованную тревогу. Многие политики поговаривают о распаде Североатлантического блока. Обозреватель британской газеты The Timеs откровенно говорит, что «в командной структуре царит полный бардак. (...) Запасы вооружения невелики, инфраструктура неадекватна, логистика непрочна и само оборудование устарелое».
Еще одной угрозой существованию Альянса стало возможное избрание Дональда Трампа президентом США. В некоторых предвыборных выступлениях он грозился распустить это военное формирование. Поэтому нынешний глава Белого дома Джо Байден не без оснований вопит: «Худшее, что можно представить, – это начало распада НАТО, это было бы катастрофой для Соединенных Штатов, для Европы и всего мира».
Только вот катастрофы после распада Альянса и не предвидится. Меряя всех на свой аршин, американцы из России сделали международную, в первую очередь европейскую, страшилку, пугая всех ее соседей неизбежной «интервенцией». Но России достаточно всего: и собственных земель, по величине не сравнимых ни с одной страной в мире, ни того, что есть полезного в этих землях, ни завоеванного в небе, в космосе. Ей нужно одно: безопасное мирное существование, торговля и дружба с честными и порядочными соседями. Это она убедительно демонстрирует в отношении Беларуси. Ничего не навязывая и ничего не прося. Поэтому однажды, отвечая на провокационный вопрос американского журналиста, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, не сдерживая эмоций, заметила: «Почему вы всегда думаете, что то, как живете вы, лучше того, как живем мы? Даже то, как вы задаете вопросы: «Почему вы, ребята не делаете так, как делаем мы?» Потому что мы – не вы, и на самом деле вы нам не очень нравитесь».