Почти полтора года назад был совершен самый крупный в истории акт промышленного терроризма – взорваны газопроводы «Северные потоки». Таким образом Европа практически оказалась отрезанной от дешевого российского газа. Поэтому происшествие вызвало широкий резонанс в политических и экономических кругах Старого Света. Руководители государств, обозреватели и иные знаковые фигуры на европейском пространстве не скупились на резкие слова осуждения, на требования обязательно провести международное расследование с целью установления виновника и примерного его наказания. Поскольку взрывы произошли в водах, прилегающих к Норвегии и Дании, то последняя, пожалуй, первой выказала намерение начать поиски террористов. К ней примкнула и Швеция, создавшая для этих целей специальную комиссию.
По горячим следам, что называется, было высказано несколько версий. Однако, как известно, пока вора не поймали, обвинить его трудно. Хотя журналисты не могли не заметить, что президент Соединенных Штатов Джо Байден на одном из брифингов после встречи с канцлером Германии Олафом Шольцем выдвинул почти ультиматум. «Если Россия вторгнется (в Украину – авт.), – заявил он, – «Северного потока – 2» больше не будет. Мы с ним покончим».
Не двусмысленно высказался и Госсекретарь США Энтони Блинкен в связи с такими настроениями своего патрона. «Я знаю, он твердо убежден, что это плохая идея, «Северный поток – 2», – откровенно признался он. – Я знаю, он заставит нас использовать все инструменты убеждения, дабы уговорить друзей и партнеров, включая Германию, не вводить его в строй».
Правомерен вопрос: чем же мешал газопровод, практически построенный и готовый дать Европе дешевый энергоноситель заокеанским политикам? Во-первых, тем, что российский «Газпром», имеющий в деле 51 процент акций, стал бы получать огромные прибыли и дивиденды, что содействовало бы укреплению экономики России, которую еще до начала специальной военной операции на Украине Запад и Америка записали во враги. Во-вторых, появись российский газ в европейских странах, он бы, безусловно, потеснил здешний рынок американского сжиженного природного газа, на который за океаном возлагали немалые надежды. А упоминание о якобы «российском вторжении» стало лишь предлогом.
Но, как оказалось, огромные потери от подрыва газопровода понесли не россияне. И даже не французская, голландская и две немецкие компании, являющиеся дольщиками при его строительстве. Сейчас, что называется, чешут головы многие европейские государства, поскольку предложенная Соединенными Штатами «альтернатива» – их сжиженный природный газ – по цене значительно дороже российского. А куда деться: покупать-то надо. Более того, крупные промышленные предприятия ведущих стран по причине возросших затрат начали переносить свои производства за океан, чтобы сохранить конкурентоспособность своей продукции на рынках. И это ухудшило ситуацию в их экономиках. А в Германии, по оценкам некоторых экономистов, она вообще обвалилась. Отсюда, если добавить к сему и потери от санкций против России и Беларуси, и существенный недобор ВВП, и бюджеты со значительным дефицитом.
Еще одну причину уничтожения газопроводов назвал в своем расследовании американский журналист с мировым именем, лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Херш. «Пока Европа оставалась зависимой от трубопроводов с дешевым природным газом, – заметил он в материале, названном «Как Америка уничтожала трубопровод «Северный поток», – Вашингтон опасался, что такие страны, как Германия, не захотят снабжать Украину деньгами и оружием, необходимым для победы над Россией».
Однако, несмотря на подобные заключения и откровения, они не дают юридической основы найти и обвинить настоящих преступников в содеянном теракте. А что же расследователи, которые взялись за официальное расследование? Они, что называется, помалкивают в тряпочку, поскольку, надо полагать, вырисовывается картина не в пользу их так называемых друзей. Дания вместе со Швецией с самого начала отказала России в просьбе включить российские структуры в следственный процесс. И даже не предоставила никаких собранных по делу материалов. Германия, которая, казалось бы, более других заинтересована в его итогах, тоже занимает пассивную позицию. Кстати, она ее занимала и перед тем, как ввести газопроводы в действие, оттягивая сертификацию их, что объясняется приведенными выше словами Энтони Блинкена. А недавно шведская прокуратура вообще объявила о прекращении собственного расследования взрывов. Причем, предварив свои действия странным объяснением: мол, у шведских властей «есть четкое представление об инциденте. И ничего не указывает на то, что Швеция или шведские граждане были причастны к нападению». Правда, скандинавские юристы добавили, что собранные материалы передают Германии. Ну, а как та ведет дело, известно.
То, что европейская Фемида в расследовании взрывов на «Северных потоках» показала всю свою беспомощность и несостоятельность, в общем-то, никого в Евросоюзе не волнует. И причину такой «толерантности» назвал заместитель секретаря Совета безопасности России Юрий Коков: «На самом деле они прекрасно знают, кто дирижер в этом оркестре, и своими примитивными методами пытаются скрыть истинного виновника».
С ноткой провокационности вопрос о виновнике подрыва задал в своем интервью с Президентом России Владимиром Путиным и американский журналист Такер Карлсон. В ответ, пошутив в адрес интервьюера, глава России заметил, что если у того есть на сей счет алиби, то у ЦРУ его нет. А вообще нужно искать того, кому был выгоден этот акт промышленного терроризма и кто по техническому уровню мог его осуществить. И хоть из-за тактичности напрямую никто не был назван, в пресс-службе Госдепа США после интервью ответили: «Это полная ложь и полная фикция».
Видно, знает кошка, чье масло съела…