Почти с самого начала спецоперации Вооруженных сил России в Украине на стороне «незалежнай» искали удачи, а чаще всего – денег так называемые наемники – граждане многих европейских (и не только) государств. И влекли их туда не патриотизм, не жажда «справедливости», а тяга к приключениям, возможность испытать острые ощущения. Ведь, в принципе, рассчитывали безнаказанно стрелять в противника. А также совершать иные «подвиги», которые списывали на военное время.
…Это предисловие понадобилось для того, чтобы уяснить справедливость заявления командования силами ДНР и ЛНР о том, что люди, нанятые за деньги убивать, не могут считаться комбатантами, т. е. военнопленными, ни по каким уложениям международного права, если попадут в руки противоборствующей стороны. И подлежат суду с применением законов военного времени.
Как оказалось, заявление это было сделано, что называется, кстати. Успешные боевые действия частей народной милиции ДНР и ЛНР вкупе с подразделениями российской армии привели к пленению некоторых «рейнджеров удачи». А следственные действия, проведенные впоследствии, вскрыли весьма неблаговидные «подвиги» этих «военнопленных» в отношении попавших в их руки раненых солдат противника. Совместно с националистами из известных формирований «Азов» и иже с ними они не задумывались о соблюдении норм международного права, добивали раненых пленных, глумясь над здоровыми, простреливали им ноги, делая калеками и не заботясь об их дальнейшей судьбе.
И вот наступил, что называется, момент истины. Верховный суд Донецкой Народной Республики, обвинив британцев Шона Пиннера, Эйдена Эслина и марокканца Саадуна Брагима по трем статьям национального Уголовного кодекса – преступление, совершенное группой лиц; насильственный захват власти и насильственное удержание власти и наемничество, – вынес смертный приговор. В судебном заседании подсудимые признали вину частично, согласившись, что проходили обучение в целях осуществления террористической деятельности, но материалы следствия подтвердили все обвинения.
Осознав, что шутки кончились, некоторые из осужденных, что называется, прозрели. Тот же Шон Пиннер обратился к «рейнджерам удачи», жаждущим острых ощущений, с советом оставаться дома. «Здесь вас перемелют, и вы вернетесь обратно быстрее, чем прибыли», – заявил он.
Что же касается приговора названной троице, после его оглашения на власти ДНР началось неимоверное политическое давление. А, по словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, «реакция Лондона на приговор британским наемникам в ДНР доходит до истерии». Между тем, попав в плен, эти двое граждан Туманного Альбиона обращались к своему правительству с просьбой обменять их на незаконно задержанного в Украине и водворенного в застенки Виктора Медведчука. Тогда и Борис Джонсон, и глава тамошнего МИД Лиз Трасс не удостоили просьбу вниманием. Зато сейчас дипломатическая дама визжит во весь голос о незаконности решения донбасской Фемиды. И уже ведет переговоры с украинским коллегой Дмитрием Кулебой, какие предпринять усилия для обеспечения освобождения осужденных, одновременно заявляя, что «приговор против них является вопиющим нарушением Женевской конвенции». Только как можно добиться этого освобождения? Ни в Великобритании, ни в Украине своих Отто Скорцени нет. Да и методы нынче уже не те.
В унисон Лиз Трасс запел и американский госсекретарь Энтони Блинкен. «Мы глубоко обеспокоены сообщениями о фиктивных «судебных процессах» и приговорах комбатантам, которые законно служили в украинских вооруженных силах, – заявил он. – Мы призываем Россию и подконтрольные ей силы уважать международное гуманное право, включая права и защиту, предоставленные военнопленным». А пресс-секретарь управления Верховного комиссара ООН по правам человека Равина Шамдасани даже подвергла критике за «несовершенство» судебную систему ДНР, заявив: «С 2015 года мы наблюдаем, что так называемая судебная система этих самопровозглашенных республик не отвечает основным гарантиям справедливого судебного разбирательства (…) Такие судебные процессы над военнопленными являются военным преступлением».
Свои «рекомендации» донбасской Фемиде дало и МИД Франции, заметив, что страна «крайне обеспокоена сообщениями о смертном приговоре после показательного суда двум гражданам Великобритании и гражданину Марокко, взятым в плен пророссийскими сепаратистскими силами в Донецке. С этими людьми необходимо обращаться в соответствии с международным гуманитарным правом».
Хм, странные суждения. А каким «международным гуманитарным правом» руководствуются ВСУ, в составе которых полно наемников, на протяжении восьми лет уничтожая мирных людей, в том числе и детей, в Донецке? Где гуманность наемников, столько времени продержавших в заложниках жителей Мариуполя в «Азовстали»? Куда девалось международное осуждение атак «Градами» и «Точками У» школ и детсадов украинских городов? Какую «справедливую» песнь тянули европейские и заокеанские правдоискатели после того, как украинские националисты расстреляли ни в чем не повинных людей в Буче? А ведь теперь уже доказано, что это их рук дело. Кого хоть на словах осудили за эти преступления?
Оказывается, гуманность и международное право тоже имеют теневые стороны, которые, что называется, без зазрения совести используются в своих интересах.
Славяне – народ миролюбивый. Но еще великий князь Александр Невский почти семь веков назад сказал фразу, характеризующую их миролюбие: «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет».
Осужденным наемникам предоставлено право обжаловать приговор, претендовать на помилование. Скорее всего, что называется, до летального исхода не дойдет. Но суд решил беспристрастно и по делу. Чтобы иным стало наукой наемничество. В том числе и «патриотам»-белорусам, входящим в состав так называемого «батальона Калиновского». Уж за них-то ходатайствовать никто не станет. И даже их западные кураторы.