$
2.9631
3.5008
3.7743

«Агрессивный, бестия, словно фараон…»

После заголовка хочется произнести и еще одну фразу известного поэта: «Страшно, аж жуть!». И как-то трудно представить, что все они могут быть отнесены к поведению детей и подростков – этих милых существ, которых мы называем цветами жизни. А между тем в последнее время в геометрической прогрессии возрастает агрессивность наших чад. И уже не единично, а, что называется, пачками в соцсетях «отсвечивают» сообщения о страшных «подвигах» малолеток, входящих в разряд самых тяжких и изощренных преступлений.
 
Кажется, какие причины могут подвигнуть здравомыслящего семнадцатилетнего юношу на то, чтобы орудовать работающей бензопилой в многолюдном универсаме, стараясь убить или покалечить как можно больше людей? Что или кто его так обидел в жизни, вызвав лютую ненависть к себе подобным? Ведь в момент совершения преступления, жертвами которого стали, как известно, немолодая женщина, которая погибла, и несколько раненых покупателей, по результатам психоаналитической экспертизы, он отдавал отчет своим действиям.
 
В соседней России за одну неделю произошло несколько трагедий, «творцами» которых стали школьники. В Бурятии двое старшеклассников с топором и бутылками с зажигательной смесью, закрывшись масками, напали на сверстников, находящихся в классе на уроке. Семеро ребят пострадали, трое из них в больнице в тяжелом состоянии. Классная комната сожжена. В Перми двое девятиклассников устроили поножовщину, ранив учеников младших классов и их учительницу, которая пыталась защитить детей. В Челябинской области 16-летний ученик ударил ножом сверстника. А московского школьника остановили на пороге школы, когда он пытался пронести на уроки пять ножей и емкость с бензином.
 
Ситуация в этих случаях усугубляется тем, что происшествия не были вызваны спонтанным всплеском юношеских эмоций, игрой гормонов. Подростки детально готовились к преступлениям, о чем свидетельствует и экипировка, и «боевое снаряжение». Значит, в душах их уже существовала червоточина, не совмещаемая с понятиями человеческой цельности.
 
Откуда она? Слава Герострата не давала покоя? Тогда неужели так трудно понять, что это не та слава, к которой нужно стремиться?
 
Вопросы, вопросы… Чтобы получить ответы на них, ученые написали огромное количество диссертаций, исследовали массу ситуаций и случаев детской агрессии. Но все ли здесь ясно? Утвердительно на этот вопрос, наверное, не возьмется ответить ни один человек, и даже специалист-психолог. Потому что как нельзя в прокрустово ложе законов втиснуть многие жизненные ситуации, так нельзя объяснить некоторые поступки психологически незрелого человека.
 
Ясно одно, что каждый ребенок получает знания о моделях поведения, даже подсознательные, из трех основных источников: в семье, в поведении среди сверстников; из кино, телевидения – последние относятся к так называемым символическим носителям этих знаний. И как ни крути – первый источник наиглавнейший. Именно в семье ребенок с самых пеленок закладывает основу характера, азы мировоззрения и понимания истинных человеческих ценностей. А в среде сверстников все эти качества уже проявляются, попутно влияя на других. И влияние в полной мере зависит от того, какого качества окажутся эти качества.
 
Так же и информация из символических носителей будет правильно оценена и использована только тогда, когда окажется благотворным то, что получено ребенком в семье. Хотя актер Павел Майков, сыгравший роль Пчелы в известном сериале «Бригада», считает этот фильм преступлением против страны, поскольку, посмотрев его, «мальчики хотели стать бандитами. Нельзя спасти мир с помощью зла и насилия». Правда, его коллега Дмитрий Певцов стоит на иной точке зрения. Он считает, что важно не то, о чем повествует сериал, а то, как он это делает. И снимать фильм о бандитах – не значит пропагандировать бандитизм.
      
Вроде бы и с этой точкой зрения спорить трудно. Но давайте задумаемся, не слишком ли много в нашем публичном искусстве и вообще в индустрии забав сюжетов о бандитах, преступниках, разного рода ловкачах? Не слишком ли они в них поэтизированы и идеализированы? Что ни сериал – море кровищи. Нет, есть в каждом и так называемый положительный герой. Но борется он со злом и во многих случаях побеждает его, мягко говоря, не совсем законными методами. Даже кинокартине «Ворошиловский стрелок» можно сделать такой упрек. А компьютерные игры? Это практически все «стрелялки». И чтобы пройти в них все уровни, надо, хоть и виртуально, «положить» массу народа. Даже слова популярной у молодежи песни «Возможно» подобны исповеди убийцы: «Прости, мне придется убить тебя. Ведь только так я буду знать точно, что между нами ничего и никогда уже не будет возможно».
 
Как разобраться в таком море психологизма не созревшему до конца разуму? И сможет ли он сделать это, если не получит нужной направленности душевно-умственного заряда в семье? Вряд ли.
 
Да и с семьей почти всегда «шершаво». О неполных – и речи вести не стоит. А в живущих в достатке чаще всего культивируется приоритет материальных ценностей. Именно они становятся мерилом и нравственного благополучия. В семьях же со скромным бытом родители больше заняты зарабатыванием средств. Это порождает какую-то зависть, переходящую у ребенка в злобу, понимание того, что, если нельзя добыть блага иными способами, то можно отнять их с помощью силы. Вот и отнимают.
 
Из сказанного следует, что все начинается в семье. А значит, и внимание государства к ней должно быть большим. Не только и даже не столько в материальном смысле. Как раньше говорили, ее нужно поднять на щит как социальную субстанцию, в ранг приоритетных возвести семейные ценности и традиции. Тогда ничего не будет страшно.