Есть в народе такая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». И хоть тот звук, что обратно приносит эхо, может оказаться не таким сильным, но слышим он отчетливо.
Так, отчетливо ощутили европейские страны и отзвук тех экономических, политических и дипломатических санкций, девять пакетов которых уготовили России и Беларуси. Аукнулись они некоторым членам Евросоюза так, что хоть уши затыкай. Но если их и заткнуть, то это совсем не значит, что отзвука не существует.
Вот и Финляндия, во всем поддержавшая противостояние Брюсселя Москве и Минску, начинает давать, что называется, обратный ход. Ее депутаты в Европарламенте Маури Пеккаринен и Элси Катайнен потребовали от руководства Евросоюза гарантий компенсации потерь от санкций. «Санкции ЕС – это неизбежный инструмент против России, – считают финны, – но они оказали негативные последствия на эти (малонаселенные районы Скандинавских стран – авт.) регионы».
Еще категоричнее о действиях Брюсселя высказался президент Хорватии Зоран Миланович, призвав уволить главу внешнеполитического ведомства Евросоюза и одного из идейных вдохновителей санкционной катавасии Жозепа Борреля. В интервью газете Jutarnji List он заявил: «Это самое бездарное поколение европейских политиков в истории, это люди, которые абсолютно не отдают себе отчет о последствиях того, что они делают, и того, что было раньше».
Венгрия и прежде с определенной опаской относилась к санкциям, особенно к тем, которые касались торговли энергоресурсами, поскольку ее правительство понимало зависимость этого сектора экономики от нефтегазовых поставок из России. Сейчас же, когда санкционное эхо докатилось и до ее границ, оценки действий руководства Евросоюза стали значительно жестче. И уже не только о санкциях, но и об отношении к специальной военной операции на Украине. Спикер Национального собрания Венгрии Ласло Кевер, например, считает, что «Запад допустил стратегическую ошибку, когда попытался не только вывести Украину из сферы интересов Москвы, но и превратить ее в большую военную базу, нацеленную на Россию». А санкции, добавил он, навредили Европе гораздо больше, чем России.
Слова парламентария подтверждают и социальные исследования, проведенные венгерским центром изучения общественного мнения Szazadveg. Его социологи пришли к выводу, что абсолютное большинство населения двадцати семи стран Евросоюза (82 процента, или 367 миллионов жителей Европы) выступает за мирные переговоры России и Украины. И только в странах Прибалтики и Польше, зарекомендовавших себя ярыми сторонниками санкционной политики в отношении России и Беларуси, этот процент колеблется от 42 до 29. Что ж, такие у нас «дружественные» соседи. Касаемо же Варшавы, то на память приходит давнее высказывание польского государственного деятеля Романа Дембовского о том, что «поляки ненавидят Россию больше, чем любят Польшу».
В общем, принцип «Спасайся, кто может» все больше овладевает Европой. Даже Германия, обладающая одной из крупнейших экономик мира, вынуждена спасать некоторые свои индустриальные гиганты. Скажем, энергогигант Uniper оказался на грани банкротства из-за отсутствия поставок от российского «Газпрома», перекрытых санкциями. Да к тому же в минувшем августе, как известно, были взорваны «Северные потоки». Поэтому правительство ФРГ, что называется, бросило концерну на рекапитализацию спасательный круг в виде 34,5 миллиарда евро. Еврокомиссия во главе с фон дер Ляйен не замедлила одобрить эти действия: мол, так и должно поступать в подобных ситуациях. Правда, при том вынуждена была признаться: «Эта мера была одобрена в соответствии со статьей 107 Договора о функционировании Европейского союза в качестве признания, что экономика ЕС испытывает серьезные проблемы».
Короче, если у вас есть средства, то вы спасетесь таким образом. А нет – не обессудьте. Скажем, за то, что из-за санкций и ужесточения «зеленой» политики закрылись в Венгрии угольные заводы, обещали в Евросоюзе стране компенсацию. И вроде бы сумму оговорили – 22 миллиарда евро. Да потом нашлась причина, чтобы ее не отдавать. Та же Еврокомиссия будто бы выставила условия: самой распоряжаться в Венгрии этой суммой. А в сущности Брюссель решил наказать таким образом венгерское руководство за определенную строптивость и самостоятельность в отношении к антироссийским санкциям, к военной помощи Украине, некоторым общеевропейским ценностям, в частности к существованию идеологии и пропаганды сообщества ЛГБТ, и пр. Ведь в Европе действует принцип принятия решений с оглядкой на Вашингтон. И никак иначе. Его, кстати, весьма точно сформулировал датский и шведский политолог профессор Ян Оберг в статье для издания Global Times: «Господствующая идея состоит в том, что Запад должен выступить единым фронтом «против, а не вместе». Конфликт между НАТО и Россией, который так трагично отразился на Украине, – лишь один из примеров. С тем же успехом многие европейские страны могли бы закрыть свои министерства иностранных дел и стать подразделениями Госдепартамента США».
Но пока что европейская игра в «самостоятельность» продолжается. Хотя для многих стран Евросоюза санкционное эхо звучит все громче и громче. И каков будет финал этой мелодии, догадаться не так уж сложно.