В последнее время разного рода планов урегулирования российско-украинского конфликта развелось множество. Тут тебе и план Зеленского, ставший главной темой обсуждения на так называемой Женевской «мирной» конференции по Украине, и китайские предложения, и американские требования. Кажется, конфликт настолько всем в тягость, что, по крайней мере на словах, его окончания желают все. Правда, практически у всех «мирных» планов есть один и тот же изъян: они предусматривают поражение России, отвод ее войск на границы Украины, установленные после развала Союза. И, как ни странно, никто не принимает в расчет тот факт, что президент России Владимир Путин выдвинул свои предложения по поводу окончания военного противостояния с Украиной и ее союзниками, поскольку, как известно, воюет не только она, но и вся Европа вкупе с некоторыми заокеанскими государствами. А именно к российскому плану стоило бы прислушаться, ведь ситуация на поле боя складывается отнюдь не в пользу противника. И что Россию в этом конфликте победить невозможно, даже если в противостояние вмешается НАТО, многими аналитиками признается и на Западе.
Так чего же, казалось, козла драть, если ситуация складывается именно так. Тут настало время садиться за стол переговоров и начинать искать компромиссы. Ведь это аксиома: всякая война заканчивается за столом переговоров. Но, во-первых, несмотря на миротворческие вопли и миллиардные суммы, затрачиваемые на ведение боевых действий, они обременительны не всем. Это только Украина в данном случае несет невосполнимые людские потери. А Запад и американцы выигрывают, поскольку имеют возможность пополнять свои военные арсеналы, модернизировать вооружение, выполняя заказы на изготовление новейшей техники и боеприпасов. К ситуации в полной мере подходит известная поговорка о том, что кому война, а кому мать родна.
Во-вторых, как говорят, не в лом она и украинской правящей верхушке, которая за счет ее обогащается такими темпами, что даже трудно поверить. От выделенных траншей куда-то исчезают миллиардные суммы, а из поставок вооружения – целые партии. Как недавно констатировало издание The Daily Caller, «оружие на 62 миллиона долларов должно было подвергнуться контролю над конечным использованием, но проблема с отчетностью и отслеживанием между американскими и украинскими силами привела к недостатку информации». А этот «недостаток информации» привел к тому, что никто не знает, куда оружие делось: то ли утеряно, то ли уничтожено, то ли переправлено третьей стороне. Последнее – вероятнее всего. Вот и получается: одни воруют, а вторые беспрепятственно предоставляют им такую возможность.
В-третьих, поддерживая Украину, США в то же время как бы укрепляют свой статус мирового геополитического лидера. А то в последнее время американское первенство в этом направлении в связи с созданием и укреплением других объединений и коалиций государств явно пошатнулось, а гегемония очевидно ослабла. Но при этом не говорить о мире, когда Европа, Азия и Ближний Восток боевыми действиями сыты по горло, стало уже как бы неприлично. Хотя кроме разговоров ничего не меняется.
И вот, заступив на вахту председательствования в Евросоюзе, практическую попытку наладить мир в Европе сделала Венгрия. Премьер-министр страны Виктор Орбан нанес визиты в несколько государств, от которых этот мир зависит, чтобы четко уяснить позиции сторон и перспективы их сближения. На Украине, как потом заметил визитер, разговоры об урегулировании конфликта вызвали у президента Зеленского недовольство даже тем, что они велись. В Китае обсуждение прошло заинтересованно, с подробным изложением видения стороной путей урегулирования. В России венгерскому лидеру со всеми подробностями изложили свою оценку ситуации и возможности прекращения военных действий. Американские политики прикрылись риторикой Североатлантического альянса.
Конечно, от миротворческой миссии Орбана трудно было ожидать сиюминутных результатов. Но интересно другое, а именно то, как восприняли этот вояж в Евросоюзе. Первыми заголосили его прибалтийские цепные псы. Пока еще премьер-министр Эстонии, а в ближайшем будущем глава одной из комиссий Евросоюза, Кая Каллас проинформировала мировую общественность, что «в Москве Виктор Орбан никоим образом не представляет ЕС или позиции ЕС. Он использует пост председателя ЕС, чтобы сеять смуту». Следом практически то же самое изрек президент Литвы Гитанас Науседа, заметив, что московский визит «вредит авторитету председательства Венгрии в Совете ЕС». Ну, конечно же, тявкнула и Латвия, устами своего премьера Эвики Силини высказав сожаление, что действия Орбана подрывают усилия по достижению победы для Украины.
Отношение остальной Европы к урегулированию конфликта выразил портал Euractiv, сообщив, что «в столицах растет обеспокоенность по поводу приписываемой Орбану роли в так называемой «миротворческой миссии». Должно быть ясно, что он представляет только свою собственную страну».
Вот так благие намерения превратились в полное дистанцирование от них. Выходит, что Европа против мира или даже попытки переговоров о нем. И венгерскому лидеру, чтобы успокоить эту европейскую публику, пришлось направлять письмо на имя председателя Совета Европы Шарля Мишеля с заверениями, что он действовал сугубо в рамках венгерского визита, а не представлял позицию ЕС.
Но как бы там ни было, Евросоюзу не отсидеться за плечами Соединенных Штатов. Им и украинским войскам не добиться победы на поле боя, ибо за неправое дело они борются. А мир, добытый на кончике штыка, а не в переговорном процессе, может чувствительно уколоть европейских политиков.
.