Наши оппоненты не первый год разгоняют тему о том, что Беларусь отвернулась от Запада и его образа жизни. И теперь канет в бездну нецивилизованного мира. Но читаешь западные СМИ и реально понимаешь, как здорово, что мы идем и развиваемся своим историческим путем. Не верите? Вот, посмотрите.
Пока одни СМИ рукоплещут президентам Литвы, Латвии и Польши, отказавшимся фотографироваться с Александром Лукашенко на климатическом саммите в Дубае, другие без должного оптимизма рассказывают о не совсем радужных ситуациях в своих странах.
Образование
Оказывается, бельгийские университеты все чаще попадают в поле зрения литовцев, желающих учиться за границей. Некоторые учебные заведения страны фиксируют скромное, но растущее число студентов из Литвы. Сами студенты говорят, что Бельгия привлекательна не только высоким качеством обучения, но и его стоимостью. Они платят около 1100 евро в год. В Литве обучение обошлось бы почти в три раза дороже. Да, в Литве, Латвии и Эстонии обучение в вузе платное. Как и медицина. Есть деньги – будешь в шоколаде. Нет – увы: мети улицы, лечись подорожником.
А теперь обратимся к нашим реалиям. Чтобы стать студентом любого белорусского вуза, нужно как следует подготовиться. Выучил предметы, набрал высокий балл по тестированию – и ты уже студент. Да. У нас есть платные группы. Но при условии получения второго высшего образования. Или же когда на бюджет уже мест свободных нет, а получить знания все равно хочется. А после окончания вуза выпускника-бюджетника обязательно на работу распределят. Жильем обеспечат. На хваленом Западе об этом только мечтают.
А тем временем в Бельгии делается все, чтобы привлечь к себе студентов. «Для нас как для университета важно привлекать таланты отовсюду, потому что Фландрия относительно невелика – всего шесть с половиной миллионов жителей. И для нас как для университета важно быть на самом высоком уровне», – говорят педагоги и руководство вуза. Субсидирование обучения – это стратегия Бельгии, направленная на привлечение хороших преподавателей в маленькую страну и поддержание высокого качества образования. Кстати, как показывает статистика, литовцы,
уехавшие учиться в другие страны, редко когда возвращаются в родные края.
Общество
Раньше в Латвии и бомжи, и преступники преимущественно говорили по-русски, что во многом было обусловлено политикой этнократического государства: ликвидацией промышленности и рабочих мест, требованиями владеть государственным латышским языком, выселением людей из жилья за долги или по прихоти новообъявившихся владельцев после денационализации жилых домов.
Теперь налицо генерация бомжей молодого возраста титульной нации. Это вчерашние школьники из провинции, которые двинулись в столицу на поиски красивой жизни, привлеченные волшебными рассказами о богатой и щедрой богемной тусовке. А где ночные клубы – там своеобразная публика, наркотики и отношения без обязательств. В итоге «мотыльки с обгоревшими крылышками» не могут вернуться домой к родителям: для провинциальной родины они уже изгои. А наркотическая и алкогольная зависимости влекут таких людей на самое дно.
Председатель комитета по социальным вопросам Виестурс Клейнбергс выступил с идеей запросить в Фонде общественной интеграции 650 тысяч евро, чтобы арендовать квартиры для «новообращенных» бомжей трудоспособного возраста (а таких 71%) со стажем 2–3 месяца. Но правительству проще вырвать лишние деньги из казны на помощь украинской хунте, нежели заниматься судьбою своих соотечественников.
1 марта 2021 года Михаил Симвулиди подал на портал общественных инициатив Manabalss предложение «За Латвию без бездомных». За два года за него проголосовали всего 736 человек. Для передачи инициативы в Сейм (без гарантии рассмотрения) требуется 10 тысяч. Как видно, латвийское общество равнодушно к бродягам.
Здравоохранение
В сезон распространения вирусных инфекций латыши столкнулись с дефицитом лекарств. Впрочем, проблема нехватки медикаментов актуальна и в других европейских странах, что заставило Евроcоюз задуматься о новых решениях и более тесном сотрудничестве в сфере обмена медикаментов – между государствами альянса. Но как делиться тем, чего не хватает?
Проблема нехватки лекарств назревала давно – Евросоюз решил создать так называемый механизм солидарности, предусматривающий возможность обмена лекарствами – если в одной стране они имеются, а в другой – дефицит. Однако заместитель директора Госагентства лекарств Сергей Акулич комментирует: «Очевидно, что все механизмы, которые уже работают и еще разрабатываются, подобны швейцарскому сыру – где-то есть дыры, и, только используя одновременно разные механизмы, мы предотвращаем какие-то риски. Потому что не существует инструмента, который поможет решить ситуацию раз и навсегда».
Криминал
В соседней Польше цены на овощи просто зверские, они заняли второе место среди наиболее подорожавших категорий продуктов. За год они выросли в стоимости почти на 36%: лук – почти на 130%, морковь – более чем на 88%, а капуста – на 32%. Владельцы магазинов шокированы: покупатели доказывают, что не должны платить за листья на цветной капусте, а продавцы же твердят, что ее листья являются неотъемлемой частью овоща.
В итоге некоторые покупатели на кассах самообслуживания хладнокровно взвешивают бананы как яблоки по акции. Другие меняют местами наклейки с ценой или перекладывают более крупные яйца в коробку из-под мелких. Людей не страшит даже возможность быть осужденными по статье Уголовного кодекса за мошенничество и получить реальный срок в тюрьме. А такие примеры уже бывали. Так, 35-летняя жительница города Либёнж подошла к кассе самообслуживания, имея в своей корзине сливы, груши и мандарины. Но женщина обозначила свои покупки как грейпфруты – более дешевые, потому что на них была объявлена скидка.
Еще одной проблемой польских магазинов стали так называемые перекусчики, которые, кружа между полок, тянут все, что плохо лежит, и тут же запихивают себе в рот, чтобы не платить за товар.
Кстати, если несколько лет назад воры покушались на дорогие вещи, например парфюмерию или электронику, то сейчас главный предмет краж – продукты и алкоголь. Проблема лишь увеличивается – не только из-за цен на товары, но и из-за повышения юридического лимита по кражам. Дело в том, что в Польше с недавних пор воровством стал считаться ущерб свыше 500 злотых, а все, что ниже этой суммы, трактуется как … проступок. Это ноу-хау поляки позаимствовали у американцев. Там за кражу товаров до 950 долларов полицейский только пальцем погрозит. Вот и выносят американцы все с прилавков и днем, и ночью. В Польше, по данным полиции, количество краж в магазинах в последнее время резко возросло: в первом полугодии 2023 года в годовом исчислении рост таких преступлений составил плюс 40%, а правонарушений – плюс 22%.
Вот вам малая толика фактов, отражающих все великолепие западного образа жизни. И нам такое надо?!