Кажется, европейским и украинским политикам впору вспомнить и еще одну строку из популярной некогда песни «Вот и все, что было…» вкупе с приведенной в заглавии нашей публикации. Как ни печально, а народная острота о том, что любовь приходит и уходит, оказалась применима и к, на первый взгляд, нерушимому альянсу Евросоюза, США и Украины при поддержке последней в вооруженном конфликте с Россией. Тот карт-бланш, предоставленный Соединенными Штатами украинскому президенту Зеленскому (вспомните: он может делать все что хочет), казался безграничным, как и финансирование вооруженных сил и экономики Украины. Сейчас экономисты подсчитали, что с февраля прошлого года Киев получил от США, ЕС и их союзников 170 миллиардов долларов, или почти половину доходной части украинского бюджета.
Имея таких «кормящих мамок», «незалежная» выбросила из головы заботу о развитии собственных промышленности, торговли и благополучии народа, что не преминуло привести к плачевным результатам: в минувшем году ВВП страны снизился на рекордные 30,4 процента. Госдолг при этом растет в геометрической прогрессии. По прогнозам Международного валютного фонда, к 2025 году он превысит годовой ВВП.
Под твердые заверения Зеленского о скором успехе в ходе так называемого контрнаступа в Украину, как в прорву, текли деньги и вооружение. В поддержку ее вводились бесчисленные санкции в отношении России и Беларуси. Кстати, в результате побочных явлений от этих санкций, которые испытала европейская экономика, крупнейшие компании Старого Света, по подсчету Financial Times, понесли на российском рынке убытки как минимум в 100 миллиардов евро.
В связи с этими обстоятельствами со временем к официальным лицам и политикам европейских стран пришло понимание, что такая «дружба» с Украиной слишком дорого обходится их национальным экономикам. И вот уже American Conservative устами журналиста Дуга Бандоу заявляет, что помощь Киеву не является важной целью для Европы и США. « Прежде чем стать независимой в 1991 году, – пишет автор, – эта территория провела большую часть предыдущих двух столетий в составе России. Ни одно союзное правительство не считало освобождение Киева жизненно важным интересом, стоящим войны».
Оказавшись сытыми обещаниями Зеленского «победы на поле боя», заговорили в подобном духе и американские официальные лица. Спикер палаты представителей Конгресса США Кевин Маккарти возбужденно заметил: «Нельзя просто бросаться деньгами и говорить, что они кому-то нужны. Как насчет денег, которые мы уже потратили? На что потрачены деньги и в чем заключается победа?»
На эти вопросы косвенно ответил председатель киевской Специальной антикоррупционной прокуратуры Александр Клименко: «К сожалению, в Министерстве обороны Украины постоянно создают разные схемы, чтобы заработать. Примеров достаточно (…) У нас большое количество производств по этому министерству».
Да что говорить об украинской коррупции, если самого Зеленского обвиняют в присвоении 400 миллионов долларов!
Правительство Венгрии всегда скептически относилось к необходимости участия в оказании помощи Украине, о чем неоднократно высказывались и премьер-министр Виктор Орбан, и глава МИД страны Петер Сийярто. И только давление Евросоюза не позволяло его игнорировать. Вот и сейчас премьер высказался по этой проблеме весьма саркастично, практически сравнив украинцев с голодранцами международного масштаба: «У них нет денег. У них нет оружия. Они могут воевать только потому, что мы на Западе их поддерживаем».
Венгры не единственные в Европе, кому расходы на поддержку Киева становятся поперек горла. Критические стрелы в сторону «незалежнай» сыплются все чаще. Не случайно глава МИД Украины Дмитрий Кулеба признался, что «устал противостоять всем этим бессмысленным аргументам, всем этим бла-бла-бла».
Почувствовали охлаждение некогда верных спонсоров и на самой Украине. А когда узнали, что Джо Байден намерен попросить Конгресс профинансировать вооружение, которое США намерено поставить Тайваню, из выделенных дополнительно бюджетных ассигнований для Украины, вообще чуть ли не закричали: «Караул!» и начали обвинять правительство Штатов в измене. Хотя, по сути, должники-то не американцы, а сами украинцы, если учитывать то, что уже получили. Но, как говорят, к хорошему привыкаешь быстро.
Сейчас сложно сказать, какое решение примет Конгресс. Ведь, как отмечает та же Financial Тimes, «добавление дополнительного финансирования для Тайваня поставит некоторых республиканцев в палате представителей в более сложное положение, поскольку многие, кто выступает против финансирования Украины, по-прежнему выступают за поддержку Тайваня».
Однако это уже проблемы конгрессменов. У Киева они иного плана: как вытянуть из спонсоров побольше денег. И украинский премьер Денис Шмыгаль не скрывает всей трудности сей операции. «Очень тяжело с Конгрессом, – сокрушается он. – Я убежден, что в сентябре-октябре будет вообще целая битва за то, чтобы не потерять поддержку для Украины. Имею в виду деньги, прямое бюджетное финансирование. Потому тоже предстоит большая работа».
Чтобы выглядеть в сложившейся ситуации привлекательней и презентабельней, уже сейчас Зеленский анонсирует широкомасштабные изменения в эшелонах киевской власти, развертывание небывалой борьбы с коррупционными проявлениями. Спасет ли это украинское иждивенчество? Вряд ли. Как говорят в народе, насильно мил не будешь. А по-прежнему оставаться любимым – не за что.