«Язык мой – враг мой» – пословица, подтвержденная многовековым опытом русского народа. А уж если это язык врага, то он становится врагом вдвойне. Этой премудрости хорошо бы внять некоторым западным политикам, так распускающим свои языки, что после их слов невольно начинаешь задумываться о присутствии у них хоть какого-нибудь ума. Подчас их заявления не только выходят за рамки нравственности, но и не содержат ни капли здравого смысла. А с учетом того, какие высокие должности в международной политической иерархии они занимают, становится страшно от осознания того, кто в действительности правит миром. Страшно не только нам, славянам, но и всем трезвомыслящим людям. Чтобы быть наиболее объективными, обратимся к их мнениям и суждениям о европейских и заокеанских политиках, оставив собственные при себе и тем самым исключив всякую предвзятость.
Бывшая премьер-министр Эстонии Кая Каллас всегда выделялась повышенным уровнем русофобии, хотя ее папаша ходил в советских чиновниках высокого ранга – возглавлял Национальный банк в Таллине. Став совсем недавно вместо Борреля главой европейской дипломатии, свои взгляды эта дама не подкорректировала с учетом того, что теперь ей приходится отвечать не за маленькую прибалтийскую страну, а за весь Европейский союз. И как несла ахинею об угрозе со стороны России всей европейской безопасности, так и несет, только уже в общеевропейском масштабе. Правда, как и прежде, никаких доказательств этому не приводит. А, как известно, для политика такого ранга, в который сейчас возведена Каллас, подобные заявления недопустимы, если не сказать – безответственны. Поэтому возмутились даже некоторые официальные лица из стран – членов НАТО и Евросоюза. Скажем, профессор Хельсинкского университета Туомас Малинен констатировал: «В одном сообщении показано, что не так с этой мерзавкой. Надуманная угроза, поддержка проигранной войны, которая может привести только к еще большим человеческим жертвам».
Согласитесь, такая жесткая оценка политика, особенно женщины, в этическом смысле позволительна лишь тогда, когда иная просто невозможна или не дает нужного представления о личности и ее поступках. Поэтому профессор, надо полагать, и счел возможным употребить не совсем дипломатичную лексику.
Хоть и принято говорить, что политика – дело грязное, но и в ней есть предел крутости замеса этой грязи. А по мнению ирландского журналиста Чея Боуза, пока еще госсекретарь Соединенных Штатов Америки Энтони Блинкен превзошел и здесь все допустимые границы. «Морально отвратительный Блинкен, – написал журналист, – призвал Зеленского мобилизовать молодых украинцев на смерть за НАТО. Сколько еще мужчин должны умереть за это мерзкое создание, за этого слабоумного босса?»
Однако случаются ситуации, поступки действующих лиц в которых просто невозможно оценить словами, какими табуированными они бы ни были. Не хватает лексического запаса, как, скажем, в случае спасения экипажа потерпевшего бедствие (поговаривают, что из-за террористического акта на борту) российского судна Ursa Major. Оказавшийся ближе всех к нему экипаж норвежского корабля Oslo Carrier 3 отказался принять на борт российских моряков, сославшись на некий запрет, тем самым нарушив все писаные и неписаные уложения морского кодекса. Хорошо, что поблизости находились моряки испанского судна Salvamar Drago, которые и спасли терпящих бедствие. Тут уже не о норвежской русофобии можно вести речь, а о человеконенавистничестве. Даже отъявленные враги, думается, не вели себя так в подобных обстоятельствах.
Правда, иногда эти обстоятельства заставляют политиков, да и простых людей, что называется, менять окрас. И подобные перевертывания отнюдь не редки. Недавно бывший депутат Верховной рады Украины Владимир Олейник уличил в этом тоже бывшего советника офиса президента Алексея Арестовича после его интервью одному из зарубежных изданий. «Ему бы цены не было с его интервью, если бы он вовремя дал его на Украине, – написал Олейник. – А он сидит то в Европе, то в Америке. А если бы на Украине, то, думаю, все дальнейшие интервью давал бы из СИЗО. Но если брать все обозначенное им, то ведь он сказал правду. А до этого обманывал, рассказывал о том, какая могущественная армия у Украины, что Россия скоро упадет, как глиняный колосс».
Назвал бывший нардеп и причины, побудившие этого политика сменить окрас. Во-первых, он лишился доходного места и слинял из страны. Во-вторых, поменялась и обстановка в мире. «Первое – приход в США Дональда Трампа, – замечает Олейник. – Очевидно, что будет стоять вопрос о мире, а значит, и вопрос о выборах на Украине, а вот участвовать в выборах Арестовичу надо». Поэтому «…реально он уже говорит те вещи, о которых говорит Трамп и относительно мира, и относительно того, что с Путиным можно разговаривать. (…) Закончилась одна история с кормушкой , откуда деньги в статусе советника, сейчас будет другая. Арестович наемник – он киллер. При этом талантливо заливает». И окончательная характеристика: «шельмец неимоверный».
И с ней нельзя не согласиться. Ведь даже когда украинские власти внесли своего бывшего коллегу в базу «Миротворец», где, как известно, находятся фамилии лишь неугодных личностей, то сделали пометку: «Профессиональный провокатор».
Вот такие оценки в отношении известных политических и не только личностей прозвучали в канун Нового года. В этом обзоре, естественно, они приведены не все. Досталось в году минувшем и главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, и канцлеру Германии Олафу Шольцу, и министру иностранных дел Анналене Бербок. Наверное, поделом, поскольку и их «стараниями» обстановка в мире далека от спокойной.