Хранить память, чтобы защитить правду

Хранить память, чтобы защитить правду

Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее сохранить память о тех испытаниях, которые выпали на долю белорусского народа, ведь во время оккупации полностью или частично было уничтожено свыше 11,6 тысячи населенных пунктов.

Не случайно в январе 2022 года был принят Закон Республики Беларусь  «О геноциде белорусского народа», а Генеральной прокуратурой возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида (уничтожения) мирного населения на территории БССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Большая работа проделана и прокуратурой Осиповичского района. Согласно информации, полученной от  помощника прокурора В.В. Евилина, в рамках расследования уголовного дела допрошены 92 потерпевших, свидетеля и лица, обладающих информацией о фашистских злодеяниях. Установлено, что в районе частично или полностью было сожжено 88 сел и деревень. Установлены два ранее неизвестных захоронения.

Вместе с учениками нашей школы мы также занимались поиском новых фактов, свидетельствующих о геноциде белорусского народа в рабочем поселке Гродзянка. Сведения об этом содержатся в различных источниках.

В частности, в октябре 1943 г. второй секретарь Осиповичского подпольного райкома комсомола В. Куликов издал небольшую брошюру «Им здесь не быть», первый очерк в которой был посвящен юной подпольщице из Гродзянки Н. Меженной, погибшей от рук нацистов. Донесения партизан о зверствах оккупантов можно найти в историко-документальной хронике «Памяць. Асіповіцкі раён». В третьем издании сборника «Война известная… и неизвестная» (Минск, 2019) опубликованы воспоминания уцелевших от расправ жителей рабочего поселка Гродзянка Н.М. Кашлач, С.И. Прокопчик, Н.И. Татур, которые никого не могут оставить равнодушными. 

Обложка брошюры «Им здесь не быть», 1943 г.   

Согласно хронике «Памяць» немецко-фашистские оккупанты хозяйничали в Осиповичах 1093 дня и ночи. За это время городу и району был нанесен огромный ущерб. Из 62 тысяч человек, которые проживали здесь до Великой Отечественной войны, за годы оккупации 11,5 тысячи граждан были расстреляны, сожжены и замучены. Но и эта цифра может быть значительно большей.

В Гродзянке от рук немецких оккупантов и их приспешников погибло 282 человека. 

Прочитав воспоминания старожилов Гродзянки, записанные учителями и учениками нашей школы ранее, мы нашли фамилии людей, не указанные в книге «Памяць. Асіповіцкі раён». Было решено вернуться к «Поименному списку расстрелянных, повешенных, замученных и угнанных в немецкое рабство граждан Осиповичского района Бобруйской области БССР» и еще раз изучить его. Как и предполагалось, обнаружились значительные расхождения с данными книги «Памяць». 

Как написано выше, официально считается, что в Гродзянке погибло 282 человека. В указанном «Поименном списке» за 1944 г. обнаружился еще 51 человек, не учтенный в книге «Памяць». Получается, что общее число погибших – 333 человека.

В то же время в списках 1944 г. есть люди, чья принадлежность к жертвам вызывает сомнение. Их 7 человек. В воспоминаниях очевидцев событий и других источниках эти люди называются полицейскими, уничтоженными партизанами за сотрудничество с оккупантами. Эта информация еще требует проверки. 

Если исключить людей, вызывающих сомнения, то нами установлены фамилии 43 человек, не указанных в книге «Памяць». Фамилия одного ребенка не установлена. Итого 44 человека.

Полученные данные позволяют утверждать, что нацисты уничтожали мирных жителей, несмотря на возраст, пол, национальную принадлежность. В списках, составленных нами, из 44 человек: детей (до 18 лет) – 15 чел., женщин – 11 чел., мужчин – 14 чел., белорусов – 26 чел., евреев – 16 чел., немцев – 1 чел., поляков – 1 чел.

Не установлены пол, возраст у четырех человек (возраст учитывался на момент уничтожения во время операции «Франц» в январе 1943 г.). 

Проводя акции против мирного населения, захватчики действовали крайне жестоко. Они устраивали облавы, блокировали территорию, бомбили населенные пункты, применяли танки и тяжелую артиллерию, сжигали деревни вместе с людьми или увозили людей на каторгу в Германию. В карательных акциях принимали участие не только немцы, но и их союзники финны, венгры, румыны. 

Самое тяжелое время люди пережили тогда, когда проводилась карательная операция «Франц».

«Франц» – кодовое название карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизанских бригад «За Родину» имени А.К. Флегонтова, 1-й Осиповичской, 1-й Минской и мирного населения в Березинском, Осиповичском, Пуховичском, Червенском районах в январе 1943 г. Цель операции «Франц» заключалась в том, чтобы быстро окружить силы противника и внезапным ударом уничтожить их. Для этого были сформированы боевые группы «Кучера» («Север») и «фон Готтберг» («Юг»). Одним из подразделений группы «Кучера» был печально известный участием в сожжении «Хатыни» особый батальон СС «Дирлевангер». 

За два месяца до Хатыни именно эти палачи зверствовали на Осиповичской земле. Во время карательной операции «Франц» они вели бои с партизанами, убивали мирных советских граждан.

Что творили эти пособники фашистов в Гродзянке, детально известно из воспоминаний очевидцев событий Нины Игнатьевны Татур и Нины Матвеевны Кашлач, записанных мною в 2006, 2012, 2022 и 2023 годах.

Нина Игнатьевна Татур, 2023 г.

Для начала операции было выбрано самое «подходящее» время: начало января 1943 г. Мало того, что зима в том году была лютая, снег по пояс взрослому человеку, так в эти дни православные жители деревень отмечали один из самых великих праздников – Рождество Христово. Н.М. Кашлач вспоминает: «Когда в 1943 г. блокада началась, это невыносимый страх был! Шли за три километра, это место называется Хваёвая Града. А снег – по пояс, не пройти. Мы пробрались к вывороти (дерево упало, и корни наружу), насобирали ёлок, закрылись ельником и сидели в этой вывороти. Выползли уже в сумерках, вышли на линьку». Пока сидели в тайнике, стали свидетелями чудовищной расправы фашистов над беззащитными людьми: «Они железнодорожники были и знали, где тихое место. Побежали туда прятаться. Мы видели, когда сидели в вывороти, что они были на другой стороне железной дороги. Нам было видно, как их стреляют. Мама еще сказала: «Целую кучу людей расстреляли». Мама стала плакать. Говорит: «Там железнодорожники, и они все погибли». Все это было прямо на наших глазах. Человек 15 или 18 там расстреляли». 

Нина Матвеевна Кашлач, 2012 г.

Через несколько дней, когда фашисты ушли из Гродзянки, оставив небольшую «заставу», люди стали искать и приносить домой погибших родных. Нина Матвеевна своими глазами видела, как принесли родных Амели Лашкевич (они были среди убитых железнодорожников): «Принесли на руках маленькую мертвую Раечку трех лет (все лицо было разорвано у этой малышки), и остальные все тоже убиты. Погибли все четверо детей: Янек, Галя, Толик и Рая. Всех принесли. Ой, кровь заплывала все! Похоронили их в одну могилу всех. И муж ее погиб. А тетка Амеля осталась беременной. Стала вся белая. Кричала не своим голосом. Родила мальчика, но он долго не пожил. Эпилепсия – и все».

Подробности о трагедии в семье Н.И. Татур мы узнали от нее самой, когда приехали в мае 2023 г. записать воспоминания. Невозможно без слез и гнева вспоминать ее рассказ (текст записан с сохранением лексики рассказчика): «Папу там и забили… Как мы узнали об этом? Стреляли, было слышно. Через несколько дней мама с Лашкевичехой (Амелей Лашкевич, – авт.) пошли по пути и нашли их там. Все убиты, вмерзшие в снег. 15 человек вместе с детьми. У Лашкевичихи чатыры, у Маруси один хлопчык был, у нас одна сестричка. Мужчины-железнодорожники. Костер их раскиданы был…

На седьмой день поехали их забирать. Подъезжаем туда. Все уже повмерзавшие, как корчи, лежат. Кровью облитые все. Не дай бог вам чуть и бачыть такое, што бачыла я. Конь не хоча исци. Што рабиць? Мама расцералася. Як паднесци? Знаеце, как мёртвого? Что дровы-карчы. Тады мама скинула з сябе кажушок, каню на галаву, и мы падагнали каня паближе, где гэтыя пабитыя ляжали. И стали грузить на сани. 15 человек, как дровы, наклали и прывезли дадому. 

Мужыки выкопали ямку на кладбище, зрабили гроб, и даже для сястрычцы гроб меньшиньки, и тады ужо завезли на кладбище и похоронили. Мама заплатила, отдала два пуды ячменю. А жанчына нейкая, хто яе ведае, чыя она и што, у яе было дзиця малое, хлопчык, каля го­дзика, так она яго задушыла, каб не крычал. На кладбище укрутила у юбку сваю, увидела нас и кажа: «Што хочаце, рабице, ци мне яго сабакам аддаць, ци валкам на съяданне?» – улезла у нашу ямку и палажыла там».

 «Не дай бог вспоминать, не дай Бог вам бачыць гэта. Даже самому злому врагу я не желаю бачыць гэта», – сказала на прощание Н.И. Татур.

Изучение истории Великой Отечественной войны – это дань памяти всем, кто ценой своей жизни, своего здоровья отстоял мир, не дал захватчикам поставить на колени наш народ!

Нужно помнить, чтить этих людей и никогда не позволить повториться тому, что было на нашей белорусской земле в годы войны.

Н.Л. Цыганок, 

учитель истории СШ №2  г. Осиповичи, краевед.

Напишите нам на info@mogilevnews.by, если у вас есть интересная тема для статьи.

Источник mogilevnews.by

Темы Тема

Теги 80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков