$
3.0675
3.4929
3.6549

Боцман Кондратьев

07.03.25

На фото Владимир Кондратьев

Во Владимира Игнатьевича Кондратьева (которого в редакции звали боцманом) были влюблены все женщины «Могилевской правды». Он всегда был бравым, подтянутым и галантным.

Да и руки у боцмана были золотые. Игнатьевич мог и зонтик починить, и набойки на туфли аккуратно приладить. По большим праздникам Владимир Игнатьевич надевал свой парадный мундир. На кителе главного корабельного старшины (несколько лет после окончания Великой Отечественной войны он прослужил в Военно-морском флоте) Кондратьева красовались боевые ордена и медали. За что он их получил, Кондратьев не рассказывал. Всегда говорил, что, мол, не он один приблизил День Победы. Мол, это заслуга и солдат, и партизан, и тружеников тыла. Правда, однажды Владимир Игнатьевич заметил, что с радостью отдал бы все эти награды за возможность воскресить погибших однополчан…

На войну он ушел добровольцем, 18-летним пареньком. Чтобы мстить фашистам за горе и лишения, пережитые им и его родными в годы немецкой оккупации родного Могилева.

Но сначала был запасной полк, где Владимир Игнатьевич зубрил устав, изучал тактику боя и привыкал к армейскому обмундированию. В полку были как новобранцы, так и опытные солдаты, прибывшие из госпиталей после полученных ранений. Фронтовики охотно делились с молодежью боевым опытом, ведь пехоте, в которую определили Кондратьева, предстояло освобождать Польшу и Германию.

Военная смекалка

Рядовой Кондратьев попал на войну в сентябре 44-го на 2-й Белорусский фронт. Его 239-й стрелковый полк (ставший вскоре гвардейским), которым командовал подполковник М.И. Горб, наступал по территории Польши. Этот полк был с большим боевым опытом. За плечами солдат и офицеров – Сталинградская и Курская битвы, освобождение Белоруссии.

М.И. Горб

Теперь же нашим бойцам пришлось вести трудные кровопролитные бои с танками и пехотой дивизии СС «Викинг». В Европе наступление американских войск остановилось: янки готовились встречать зиму. Поэтому немцы перебросили свежие силы на Восточный фронт, чтобы замедлить наступление наших войск в Польше, оттянув тем самым крах Третьего рейха.

Наступление советских войск в Польше шло медленно. Нашим войскам, освободившим Белоруссию, требовалось пополнение живой силой и техникой.

Однажды, вспоминал Кондратьев, в октябре 1944-го комполка М.Г. Горб получил категорический приказ от генерал-полковника В.С. Попова выбить немцев из поселка и взять разъезд Велишев. Мол, если к двадцати четырем ноль-ноль задача не будет выполнена, то комполка придется сдать полк начальнику штаба!

Для поддержки атаки пехоты прислали танковую роту. Но вместо нее прибыли четыре «тридцатьчетверки». А приказ выполнять нужно! Тогда подполковник М.Г. Горб решил применить военную хитрость и атаковать немцев ночью. За время многодневных боев противник привык к тому, что к ночи наступает тишина. Утомленные за день экипажи фашистских танков покидали машины, чтобы поужинать и подышать свежим воздухом. Отдыхала и немецкая пехота. В этот момент 239-й стрелковый полк и обрушился на эсэсовцев. Вместе с танками в бой пошли артиллеристы, которые катили по полю пушки и били по немецким огневым точкам. Прямой наводкой. Пехота, прячась за орудийными щитами, поливала фрицев свинцом и забрасывала гранатами. Военная хитрость удалась: враг дрогнул и стал отступать. Было захвачено три исправных танка и много другого оружия. Полк, а затем и его соседи продвинулись вперед.

Достойная награда

Уже в ноябре 1944 года Владимир Кондратьев был представлен к ордену Славы III степени за добытые ценные сведения о противнике. Полк тогда смог прорвать оборону немцев на подступах к Варшаве, а Владимир уничтожил расчет станкового пулемета. В штабе дивизии орден заменили на медаль «За отвагу».

Но орден Кондратьев получил. Во время наступления 23 января 1945 года командир отделения младший сержант Кондратьев первым из роты ворвался в деревню Хомер, уничтожив в бою восемь фрицев. За это и был представлен к ордену Славы III степени.

Долгие версты войны

А буквально через несколько дней Владимир Игнатьевич мог геройски погибнуть. 27 января полк вышел к Висле у города Швец. Под покровом сильной метели гвардейцы форсировали 500-метровую водную преграду. Орудуя штыками и прикладами, стреляя в упор, гвардейцы в течение нескольких минут истребили фашистов, занимавших высоту и близлежащие траншеи.

В следующие дни немцы отчаянно пытались отвоевать утраченные позиции. Так, 29 января гвардейцы отразили девять, а в ночь на 30 января – шесть контратак.

Но 2 февраля положение полка сильно усложнилось: к переправе с тыла подошла 3-тысячная группировка немцев, вырвавшаяся из города Торн (Торунь). Теперь гвардейцам пришлось отбиваться от наседавших фрицев и не давать «окруженцам» форсировать Вислу. Положение полка было отчаянное: батальоны несли потери, у солдат заканчивались боеприпасы. Тогда в ход шли штыки, приклады и саперные лопатки. В самый критический момент боя подошла долгожданная подмога. Враг, попав под огонь минометов и танков, понес серьезные потери. Оставшиеся фрицы стали сдаваться.

Потом были тяжелые бои за Данциг (Гданьск), форсирование Одера. Там уже не было сплошной линии фронта. Сражаться приходилось лишь с отдельными подразделениями войск СС и фольксштурма.

Полк наступал по дороге в направлении Пренцлау, Нойбранденбурга, Висмара. Везде виднелись следы бегства местных жителей: на обочинах валялись повозки и тележки с домашним скарбом. Все населенные пункты на пути дивизии были оставлены жителями. Геббельсовская пропаганда так запугала немцев, что те, лишь узнав о приближении наших войск, в ужасе разбегались кто куда.

Первый город, из которого население не ушло и встретило наших солдат с белыми флагами, был город Гюстров. На восточной его окраине полк накануне разгромил отряд войск СС. Разведчики первыми вошли в город и доложили командиру, что в нем противника нет. Тогда комполка построил гвардейцев и приказал всем привести себя в образцовый порядок. Пусть, мол, жители видят, что мы не банда грабителей и мародеров, а армия освободителей.
27 апреля через поверженный город полк проследовал строем. Солдаты подтянулись, шли, как на параде, четко отбивая шаг. Вместо оркестра во главе каждого батальона баянист играл марш. У некоторых домов стояли немцы – старики, старухи, женщины и дети, с удивлением рассматривая гвардейцев…

Кстати, на дорогах, лесных тропах все больше и больше встречалось нашей пехоте людей разных национальностей. Они шли пешком с чемоданчиками, узелками, катили детские коляски, в которых хранилось все их богатство – котелок, кружка и десяток картофелин. Некоторые ехали на велосипедах, повозках. Каждая группа этих людей, каждый отдельно идущий человек обязательно несли национальный флажок – Франции, Италии, Чехословакии, Бельгии, Голландии, США... Все они восторженно приветствовали победителей.

Потом был бой за город Пренцлау, в котором полк освободил… 33 бельгийских генерала во главе с начальником генерального штаба, пребывавших в плену с 1940 года.

Войну Владимир Кондратьев закончил в городе Висмар 2 мая 1945 года. А 9 мая 1945 года запомнилось еще одним событием. В этот день 239-й гвардейский стрелковый полк был выделен для несения комендантской службы при встрече Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского с английским фельдмаршалом Монтгомери. Наши солдаты в течение суток очищали дорогу и фольварк от разбитой немецкой техники и различного хлама. В общем, делали то, что делает каждый уважающий себя хозяин дома, ожидая гостей.

Боевые награды Владимира Кондратьева: ордена Славы III степени, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

У Владимира Игнатьевича была неизменная традиция – приходить 9 Мая в парадной форме к Дому Советов на встречу с ветеранами. Боцмана не стало в марте 2013 года. Он не дожил до Дня Победы всего пару месяцев. А было ему
87 лет… В том же году ушел из жизни и его боевой командир – гвардии полковник
М.Г. Горб.

Александр Микулич.

Фото из архива «МП»
и открытых источников.

 

Читайте также