Не откроем Америки, если еще раз констатируем, что и в политической плоскости, и в экономике Европа смотрит на ту же уже «открытую» Америку. Соединенные Штаты как бы приучили почти все страны признавать их первенство и безоговорочно поддерживать их, какими бы подчас абсурдными американские действия ни казались. Это как эффект удава в отношении кролика: вислоухий пищит, но сам лезет в пасть рептилии.
Конечно, авторитет заокеанской державы создавался десятилетиями, и основывается он не просто на послушании, а на признании экономического и военного приоритета Штатов. Ведь, несмотря на то, что в Североатлантический альянс входит 31 государство, все равно его прежде всего отождествляют с США. И, когда за океаном вдруг заговорили о том, что не все члены НАТО равнозначно делают финансовые взносы в общую казну и что они должны быть не менее 2 процентов от ВВП каждого, с этим дележом смиренно согласились. Хотя многим пришлось весьма поднатужиться, чтобы отдать эти 2 процента, но, как говорится, процесс пошел. А Польша, всеми силами стремясь в европейские лидеры, подняла взносы в НАТО до более чем 3 процентов своего ВВП.
Когда строились «Северные потоки», европейцы ожидали, что их страны получат российский газ по весьма умеренным ценам и не будут в связи с этим ощущать проблем ни в промышленном производстве, ни в быту. Но с ведома – и это уже не подлежит сомнению – США, а то и при непосредственном их участии газопровод взорвали. И не успели, что называется, европейцы оглянуться, как американские друзья предложили им сжиженный природный газ по таким ценам, что сейчас в квартирах температура не поднимается выше 17 градусов по Цельсию. Иначе вместе с продуктами его горения в трубу вылетают семейные бюджеты.
Но, как говорят, чем дальше, тем хуже. Промышленные предприятия ведущих европейских государств, ощутив «тлетворное» влияние стоимости энергоносителей на себестоимость выпускаемой ими продукции и в связи с этим снижение конкурентоспособности ее на мировых рынках, начали, что называется, бежать из Европы. Многие немецкие, французские, итальянские брендовые марки перенесли свои производства за океан, где тот же газ подешевле. А вместе с ними ушли и налоги, из которых формируются госбюджеты. В том числе и поэтому нынешний бюджет той же Германии сверстан с дефицитом в 60 миллиардов евро. Сие обстоятельство стало причиной и настоящего бунта французских фермеров, продукция которых не в состоянии по цене конкурировать с привозной из-за рубежа.
А что же друзья-американцы? Завалив Европу напечатанными долларами, нарастив государственный долг до гигантских размеров – сейчас он составляет 33 триллиона «зеленых» и 120 процентов от ВВП США, – они, как говорится, и в ус не дуют. А между тем сие обстоятельство не может не сказаться на их европейских партнерах. Российский миллиардер Олег Дерипаска в связи с этим удивляется. «Условия финансирования будут все хуже на фоне высоких ставок, – прогнозирует он. – Рано или поздно этот долг сильно ударит как по американской экономике, так и по всей западной финансовой системе. И тем страннее, что никто в Давосе (на прошедшем недавно Международном экономическом форуме – авт.) не задался вопросом, как будет решаться проблема американского долга».
Да и незачем им о чем-то заботиться? У них сейчас выборы президента, что называется, в повестке дня. И борьба идет не шуточная. Хоть хорохорятся и демократы, и республиканцы, но может дойти и до мордобоя, как это проявилось в Техасе. Так что не до конца просчитал ситуацию лидер демократов в Сенате Чак Шумер, который в конце прошлого года заявил: «Суть в том, что и демократы, и республиканцы понимают – предстоит еще много сделать, чтобы принять закон, который бы защищал благополучие Америки и сохранял безопасность западного мира. Наша цель – решить эти вопросы как только мы вернемся на работу в январе».
Вернулись. И что, решили? Особенно в отношении безопасности Европы. Они возложили все бремя финансирования друзей из Украины именно на нее. Кстати, как и последствия многочисленных санкций и ограничений, инициаторами которых являлись. Только вот издержки от запретов понесли именно европейские страны, поскольку прервались многочисленные торговые связи, логистические отношения, перестали действовать и другие направления сотрудничества.
И Европа за малым исключением, что называется, не пикнула. Лишь венгры уперлись, не желая способствовать передаче денег Украине, которые, как заметил их премьер-министр Виктор Орбан, «должны принадлежать венграм». Кстати, они же заявляли, что не станут соблюдать санкции в отношении России и Беларуси, если те противоречат интересам их страны.
Но как тогда, так и теперь против Венгрии окрысились практически все члены Евросоюза. И, конечно, не без воздействия американцев. Потому что даже посол США в Будапеште Дэвид Прессман заявил, что у Штатов «безусловно, есть рычаги влияния» на венгерское правительство. «И мы готовы использовать наши рычаги». На что госсекретарь по вопросам двусторонних отношений МИД страны Томаш Менцер возмутился: американский дипломат «ведет себя так, словно Венгрия – 51-й штат США».
Добавим, что янки не отличаются скромностью в поведении в большинстве европейских стран. Считая себя друзьями, на самом деле ощущают хозяевами. Не случайно один из политических анекдотов утверждает, что различие между Богом и американцем состоит лишь в том, что Бог не думает, что он американец.
Вот такая «дружба» через океан. Как в той поговорке: дружба дружбой, а денежки врозь. При этом другая народная мудрость гласит, что там, где начинаются счеты, кончается дружба. И действительность не однажды подтверждала эту истину.