В рыночной экономике случаются интересные явления. Разброс цен на один и тот же товар в разных магазинах никого не удивит, и любой покупатель уверенно скажет, что самое дешевое изделие можно купить в фирменном магазине предприятия-производителя.
–А вот и нет, не всегда такое бывает, — сказал знакомый могилевчанин. — Да, когда мы хотели купить холодильник «Атлант» определенной модели, то, походив по разным торговым точкам, действительно самый дешевый нашли в фирменном магазине. Однако на днях понадобилось приобрести варочную панель компании «Гефест», нацелились было пойти в фирменный. Но оказалось, что у частника в интернет-магазине точно такую же панельку можно купить еще дешевле. В результате 20 рублей сэкономили.
Может ли в принципе быть такое, чтобы посредник продавал по цене ниже, чем предприятие, которое произвело товар? Оказывается, по словам экономистов, такое действительно случается. Если, к примеру, торговый «фирмач» берет товар крупным оптом, то может получить дилерскую скидку у производителя. К тому же многие посредники работают по упрощенной системе налогообложения, пользуются определенными льготами.
В современной экономике без посредников практически невозможно обойтись. По оценке международных экспертов, мировые производственные мощности на нашей планете «накоплены» настолько, что в несколько раз превышают не только спрос, но и реальные потребности населения. А поскольку иной раз труднее продать товар, нежели произвести, то экономика выработала разветвленную структуру сбыта с магазинами, оптовыми предприятиями, торговыми представителями и прочими посредниками. Конечно, бывает и так, что спрос на какие-то «крутые» изделия выше предложения. Тогда посредники, накручивая цены, реализуют их намного дороже, чем производители. Но затем, как правило, срабатывает рыночный механизм — конкуренция: на рынок приходят новые игроки с аналогичными товарами, и цены идут вниз. Случаются, однако, и ценовые сговоры, когда торговые структуры договариваются об одинаково высоких ценах на товар и получают сверхприбыль, в то время как потребитель вынужден нести неоправданно высокие расходы. Такие махинации законодательно наказуемы во многих странах
А в Беларуси, где достаточно высока доля госорганизаций, а также предприятий, пакет акций которых под контролем государства, правоохранители выявляют и факты необоснованного посредничества. Главный критерий здесь один — экономическая целесообразность покупки. По какой цене приобретает нужные для производства изделия частник — его личное дело, но когда речь идет о расходовании бюджетных и государственных средств — это уже другой коленкор. Приобретение сырья по необоснованно высоким ценам приводит, понятно, к дополнительным финансовым затратам, которые в свою очередь ложатся на себестоимость производимой продукции, делая ее менее конкурентоспособной. По оценке Комитета госконтроля республики, необоснованное посредничество съедает до 3 процентов ВВП.
— К сожалению, в ходе контрольных мероприятий на предприятиях с преобладающей долей госсобственности мы выявляем достаточно много случаев использования неэффективных посреднических схем, — говорит начальник управления контроля за работой отраслей хозяйства КГК Могилевской области Дмитрий Захаров. — К примеру, одно из пищевых предприятий закупало значительные объемы фруктовых наполнителей по импорту через посредников, в то время как аналогичные и более дешевые добавки предлагал отечественный производитель — переплата посреднику составила порядка 300 тысяч рублей. Необоснованные закупки у посреднических структур были выявлены и в ряде сельхозорганизаций области. В частности, в одном из них запчасти, хозяйственные принадлежности и другие товарно-материальные ценности приобретали через посредников в 6 раз дороже, чем у производителей либо первых поставщиков. Дополнительные расходы сельхозорганизации в результате взаимодействия с посредниками превысили 38 тысяч рублей. Выявляются случаи необоснованного посредничества и в бюджетной сфере. К примеру, один из районных отделов образования заключал договоры с посреднической структурой о поставке продуктов питания. Однако посредник систематически в одностороннем порядке изменял условия договора и увеличивал цены вдвое и более раз. За 2 года излишние затраты бюджетных средств на закупку у этого посредника продуктов питания составили 177 тысяч рублей. В отношении ряда должностных лиц отдела образования следственные органы возбудили уголовное дело. Очевидно, что подобные сделки заключаются в интересах лиц, цель которых — «высасывание» ресурсов из бюджета и госпредприятий через искусственное накручивание цен на товары.
Выявить факты необоснованного посредничества порой очень сложно, говорят правоохранители. По закону, прежде чем закупить нужное сырье, продукцию, госзаказчик обязан проводить тендер с участием нескольких потенциальных поставщиков. Вполне рыночная процедура: кто предложил наиболее выгодную цену и условия поставки, тот и получает заказ. Однако случается, что тендер проводится чисто формально, в нем участвует несколько поставщиков, которые на самом деле не конкурируют между собой, а подконтрольны одной группе лиц. И тендерная документация оформлена так, что у посторонних участников практически нет шансов получить заказ. Работникам правоохранительных органов приходится иной раз распутывать целый клубок «преступных цепочек».
— Для прозрачности закупок, минимизации коррупционных рисков законодательством предусмотрены различные виды процедур, конкретные основания их выбора и порядок документального оформления решений, — отметил начальник отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры Могилевской области Андрей Волков. — И все-таки полностью избавиться от сговора между заказчиками и поставщиками пока не удается. Но как веревочке ни виться, а конца не миновать — рано или поздно махинаторов выведут на чистую воду. К примеру, бывший главный инженер ОАО «Бабушкина крынка» в составе организованной группы, куда входили его знакомый и близкий родственник, использовал в качестве посредников подконтрольные субъекты хозяйствования, зарегистрированные исключительно для осуществления поставок в адрес общества различных товаров по завышенным ценам. Обеспечив их приобретение, они незаконно завладели денежными средствами ОАО в сумме более 400 тысяч рублей. Приговором суда обвиняемые признаны виновными в завладении имуществом должностными лицами с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), совершенном организованной группой, в особо крупном размере. Все участники преступной группы осуждены к длительным срокам лишения свободы.
Выявляются, отметил Андрей Волков, в ходе прокурорских проверок и такие нарушения законодательства о закупках, как неправильный выбор и нарушение процедуры, изменение условий договора, ограничение доступа поставщиков и другие. В прошлом году, например, за подобные нарушения более 80 должностных лиц организаций привлечено к дисциплинарной ответственности, свыше 30 — к административной.
На совещании с правительством в минувшем январе глава государства обсудил проект указа о повышении эффективности работы госпредприятий, предполагающий исключение из их деятельности недобросовестных форм посредничества, отметив, что такие услуги могут занимать 30–50% от себестоимости продукции.
Но в любом случае многое зависит от позиции руководителей предприятий и организаций — там, где они реально заботятся об эффективной деятельности предприятия, проблем обычно не бывает. На то и маркетинговые службы, чтобы изучить производителей сырья, материалов и комплектующих, их ценовую политику, проводить предтендерную и предконтрактную подготовку.
— Конечно, мы старается работать напрямую с производителями, — говорит начальник службы безопасности ОАО «Могилевхимволокно» Виктор Бутримов. — Но когда, к примеру, нужны мелкие партии изделий, которые не производятся на территории Беларуси, любое предприятие вынуждено закупать их у посредников. Продажа мелких партий производителям невыгодна. Они так и говорят: мы с вами не работаем, обращайтесь к нашим торговым представителям. Но в любом случае процедура закупок у нас прозрачная, все нюансы постоянно обсуждаются, работники службы безопасности также анализируют условия поставок, проверяют контрагентов.
Возможно ли в принципе избавиться от необоснованного посредничества? Прямо скажем, универсального способа покончить с ним пока не придумали.
— Мы стараемся наладить «мосты», чтобы развивалась кооперация между частными и государственными предприятиями, — заметил председатель Могилевской ассоциации промышленников и предпринимателей Виктор Красовский. — К примеру, «Могилевлифтмаш» сегодня активно сотрудничает с бобруйской частной фабрикой по обработке стекла и зеркала «Алмаз-Люкс», могилевская «Ольса» — с частной производственной компанией «Барро» из Бобруйска. Такая кооперация способствует снижению затрат, удешевлению продукции. А вот посреднических структур в рядах нашей ассоциации нет — вероятно, многим из них это не надо, они не хотят светиться…
Для обеспечения прозрачности закупок создаются дополнительные механизмы: расширяются, в частности, площадки для электронных торгов, чтобы в них участвовало больше компаний, предполагается ввести обязательное согласование закупок, осуществляемых за счет бюджетных средств, с вышестоящими организациями.
— Как показывает практика прокурорского надзора, — отметил Андрей Волков, — исполнительская дисциплина, элементарный контроль закупочного процесса способны если не исключить, то во многих случаях пресечь противоправные действия, предотвратив ущерб организациям. Необходим и систематический ведомственный контроль — все эти меры будут способствовать предупреждению коррупции.
Но самое главное, уверены правоохранители, — это создать атмосферу нетерпимости к этому явлению во всем обществе, у каждого из нас.