$
2.9616
3.4724
3.7757

Браво, Павел Изотович!

В прошлом году по осени  в  командировке я беседовал с одним из директоров музейно-паркового ансамбля   нашей страны о планировавшихся музыкальных фестивалях. Беседа плавно перетекла в разговор о музыке. Мы говорили о Стравинском и Шнитке и так увлеклись, что оба забыли о сопровождающем меня заместителе председателя райисполкома. Предельно воспитанный молодой человек чувствовал себя явно неловко. И мы с моим  собеседником,  с полувзгляда поняв друг друга, решили разрядить ситуацию, в доступной форме объяснив разницу между классикой, модерном и постмодерном в музыке. Наш визави стоил того,  не так часто среди управленцев молодого поколения можно встретить людей с высоким уровнем внутренней культуры, которые могут  «спуститься» с высоты своего начальственного положения и честно сказать, что чего-то они не знают. Есть возраст, когда задают вопросы, а есть, когда отвечают на них. И это никоим образом не связано с  должностью, которую человек занимает. У каждого времени есть своя высота и свое лицо.
 
Но я о другом.  Часто приходится слышать в творческих коллективах выражение: у нас есть команда. Для меня подобное выражение в отношении творческих коллективов означает  признак непрофессионализма. В конце концов, каждый из нас имеет право на свою точку зрения. Творческие коллективы – всегда  оркестр, центральной фигурой которого является личность дирижера. Многие из нас  замечали, что во время визитов в другие страны  Главы государства национальный  гимн нашей страны в исполнении оркестров принимающей страны звучит  не совсем привычно. Причина в дирижере, в его понимании тональности музыки, а не в написанном нотном тексте на  бумаге.  Это  с абсолютной точностью относится и к коллективам газет. Все мы считаем себя первыми скрипками и порой  не можем погасить личные страсти. Все мы разные и по возрасту, и по характеру, по воспитанию и образованию, но главное – по восприятию окружающего мира.  Но  без  амбиций, сопереживания, драйва, высокой личной планки  текста не будет. А обуздать, ввести в рабочее состояние, сделать из редакции полноценный ансамбль может только главный редактор.
 
Время главного редакторства в «СБ-Беларусь сегодня» Павла Якубовича для всех и каждого останется его эпохой. Четверть века  быть в постоянном творческом тонусе, не закостенеть и  не затеряться – это срок. Многие  вспоминают Павла Изотовича как  лучшего фельетониста  в газете «Знамя юности», которым зачитывалась вся страна. Но у него была и  другая личная планка в журналистике – футбол. При всей легкости и доступности спортивных тем для пишущей братии, а спортивная тема – это подарок судьбы, футбол для большинства из них – «неберущийся интеграл», высшая планка в спортивной журналистике.
 
Авторские колонки Павла Якубовича как главного редактора «СБ-Беларусь сегодня» никого не оставляли равнодушным,  они загоняли читателей в «пятое измерение». Разброс мнений был столь велик, а накал страстей столь высок,  что порой казалось, что  мы обсуждаем не общественное событие, а физическое явление. В физике разность потенциалов называется напряжением, или эффектом Холла, подобное  часто происходит в обществе, но мы просто не задумываемся над этими явлениями. Статьи  Павла Якубовича, его  позиция по тому или иному вопросу вызывали порой диаметрально противоположные мнения. Каждый думал, что журналист беседовал именно с ним, это относилось и к тому, кто разделял его позицию, и кто думал совершенно по-другому. Но всех объединяло одно – уважение к автору и его интеллекту. Его личная профессиональная планка была ориентиром для всех журналистов, которые с ним работали. Как и в любом творческом деле, в журналистской профессии на первом месте стоит не должность, а имя.
 
Черту под своей эпохой он подвел сам. И теперь вместе с нами будет, надеюсь, не наблюдать, а принимать живое участие в журналистике, только в другом качестве. Скорее всего, мы увидим и услышим его мнение и оценки в другом диапазоне – изменилось время и сама журналистика,  социальные сети заметно теснят печатные издания, чтение газет и журналов становится занятием элитарным.  Как и что будет? Сегодня ответ на этот вопрос не может  дать никто. Ясно только одно, что читать, думать и спорить мы будем всегда. И всегда будем сравнивать  и вспоминать прессу, которая была до этого. В этом плане Дмитрию Жуку, сменившему на должности Павла Якубовича, можно в каком-то смысле и посочувствовать.  Он сменил не просто главного редактора, он пришел на смену мэтру журналистики. Это тот случай, когда для того, чтобы остаться на месте, нужно  мчаться вперед на пятой передаче.
 
 Вспоминать по именам, статьям, колонкам и позиции авторов. И в первых рядах этих имен всегда будет звучать имя Якубовича. Браво, Павел Изотович!