Безвизовый прием

Как думаете, что больше всего привлекает иностранных туристов в Беларуси? Замки и дворцы вроде тех, что находятся в Мире и Несвиже? В том числе, конечно, и они. А вот социологи по результатам исследований выявили, что закордонным гостям в нашей Синеокой нравится прежде всего природа, культура и… также их влечет историческая память. Памятников архитектуры — дворцов и замков в той же, к примеру, Западной Европе и своих предостаточно. А вот историческая память, похоже, тревожит душу многим.

Несколько лет назад на руководителей одного из могилевских туристических клубов вышли французы, попросившие орга­низовать для них поход по местам боев 1812 года. Увидели, мол, на сайте, что у клуба солидный опыт по части разнообразных походов. В общем, «загорелось» им побывать там, где Наполеон шел на Москву. Дополнительно сообщили, что планируется столько-то туристов и бюджет примерно в 1 тысячу евро. Могилевчане, прикинув, во что обойдутся ночевки, питание, согласования с различными ведомствами и прочее сопровождение, предупредили, что рассчитывать надо на сумму не менее 2 тысяч «евриков». Французов такая «цена вопроса» не устроила. На том и расстались.

Но интерес-то есть! Потому как во Франции до сих пор своеобразный культ Наполеона. Это для нас с вами он супостат и оккупант — «за бугром» французского императора почитают за то, что он с революционной страстью ломал не только границы, но и феодальные устои, во многом определив будущее тогдашней Европы. Ну, а с нашей стороны почему бы и не показать Салтановку, где генерал Раевский, прикрывая отход русских войск, «накрутил хвост» неприятелю, разбив превосходящий по численности корпус маршала Даву? Или Бобруйскую крепость, которую наполеоновские войска так и не смогли взять за все время войны?

Возможно, сегодня те французские туристы решились бы таки приехать в Беларусь. Потому как кроме посещения исторических мест появилась еще одна «оказия» — Европейские игры, в которых участвовали и спортсмены из Пятой республики. А главное — приезд в Беларусь обходится нынче иностранному гостю дешевле благодаря введению безвизового режима. Напомним, в начале 2017 -го Беларусь ввела 5-дневный «безвиз», а в июле прошлого года он был увеличен до 30 дней. Право посещения страны без визы было предоставлено гражданам 80 стран, совершающим личные развлекательные , туристические и другие поездки, не связанные и коммерцией и трудоустройством. С вводом «безвиза» приток иностранных туристов в Беларусь значительно увеличился.

 Подтверждают эту тенденцию и в управлении по гражданству и миграции УВД Могилевского облисполкома. Если в 2017 году регион посетили 37 982 туриста, то в прошлом году их было уже 43 880. На 20 июня 2019 Могилевскую область уже посетили 18 675 туристов. Конечно, больше всего среди них россиян и украинцев, но растет и число прибывших из дальнего зарубежья. Чаще всего в Могилевскую область приезжали гости из Германии (487 человек), за ними следуют поляки (291) и китайцы (213), в пятерке лидеров также граждане США (60) и Великобритании (54), посещали регион туристы из Чехии (43), Финляндии (40), Швейцарии (29) и других государств. По данным облуправления спорта и туризма, при прогнозе экспорта туристических услуг на прошлый год в размере 4,9 млн. долларов область заработала 5 млн. 470,5 тыс. «зеленых» (темп роста составил 121,2%). Причем в эту цифру вошли только услуги туристических предприятий и гостиниц, без учета карманных расходов — на шопинг, сувениры, «посиделки» в кафе и развлекательных заведениях. По некоторым данным, иностранный гость оставляет в Беларуси примерно 100—120 долларов в сути. Так что привлекать туристов выгодно, и не случайно туризм во всех странах рассматривается как одна из наиболее доходных отраслей экономики.

— В Могилевской области, как и в других регионах страны, реализуется госпрограмма «Беларусь гостеприимная» на 2016—2020 годы, — рассказывает замначальника управления спорта и туризма Могилевского облисполкома Вадим Бржезинский. — Результат — стало больше приезжать туристов. Около 70% из них — россияне. Они часто приезжают на выходные или праздничные дни, пользуются у них популярностью и белорусские санатории. В то же время мы стали активнее работать и с дальним зарубежьем. Благодаря «безвизу» активнее стал развиваться деловой туризм — люди приезжают на бизнес-встречи, переговоры, а заодно — посмотреть страну. Больше стало и событийных поводов для приезда гостей — к примеру, на прошлогодний музыкально-спортивный праздник «Большая бард-рыбалка» приехали барды и музыканты из 6 стран: России, Украины, Германии, Польши, Словакии, США. Немало зарубежных участников мы ждем на этот праздник и в нынешнем году. Успехом пользуются и международные фестивали «Александрыя збірае сяброў», «Золотая пчелка», международный молодежный театральный форум «М@art.контакт». Появились у нас и высококлассные спортивные объекты — спорткомплекс «Олимпиец», Дворец гимнастики и другие, в которых проводятся соревнования международного уровня, соответственно больше стало приезжать зарубежных спортсменов и болельщиков. Продолжает развиваться агроэкотуризм — на начало 2018-го в области насчитывалось свыше 200 агроусадеб, которые приняли в прошлом году 43 906 агроэкотуристов и получили за предоставленные услуги свыше 1 708 тысяч рублей. У нас много историко-культурных и архитектурных памятников, которые могут заинтересовать туристов — дворец Потемкина в Кричеве, Свято-Никольский монастырь в Могилеве и многие другие. Продолжаются работы по реставрации Свято-Успенского Пустынского монастыря в Мстиславле, дворцово-паркового ансамбля в Жиличах Кировского района. Словом, по всей области идет большая работа по привлечению туристов.

Между прочим, безвизовый режим Беларусь ввела в одностороннем порядке, показав, что страна открыта миру. Еще больше приоткрылась дверь в страну, когда «безвиз» увеличили до 30 дней, ведь много ли увидишь за 5 дней минус дни прилета и дни вылета? Вот только западных туристов, несмотря на обеспеченность, привыкших считать каждый цент, смущает, к примеру, что цены в наших магазинах или на услуги гостиниц порой не ниже, а то и повыше, чем в старушке Европе. К тому же право на «безвиз» получают только те туристы, которые прилетают самолетами в Национальный аэропорт. А тарифы на перелет в Минск тоже не всем по карману — лоукостеров (авиакомпании, которые продают билеты по очень низким ценам) Беларусь пока не привлекает. Увы, почти не сказался «безвиз» и на потоке иностранных охотников из дальнего зарубежья, сообщили в Могилевском лесохозяйственном объединении, все равно им вдобавок ко всему прочему надо оплачивать и дорогостоящие охотничьи туры, и сбор за выдачу разрешения на ввоз и вывоз охотничьего оружия.

Наверное, если кто экономически и выигрывает от путешествия в Беларусь, так это, похоже, «медицинские» туристы. Лично я познакомился с гражданином Франции, который специально приехал в Могилев не только в гости, но и полечить, а также вставить зубы. По его словам, эта «операция» обошлась примерно вдвое дешевле, чем в родных пенатах. Ну, а попутно любознательный турист познакомился и с местными достопримечательностями: посетил Свято-Никольский монастырь, костел Святого Станислава, побывал в зоосаде. К слову, не только стоматологические, но и другие медуслуги в фаворе у иностранцев по причине привлекательного соотношения цены и качества.

 По словам специалистов, для завоевания популярности у международных туристов нужна в первую очередь солидная реклама. Чем может привлечь зарубежных гостей Могилевская область? Факт: пока что по рейтингу популярности областных центров Могилев, увы, далеко не на первых ролях. Разумеется, делегации Могилевской области проводят презентации туристических возможностей региона на различных международных форумах, выставках и ярмарках.

— Однозначно, «безвиз» также стал мощным стимулом для привлечения клиентов, — отметила директор «Могилев­облтуриста» Елена Кравченко. — Например, о такой возможности узнал житель Австралии, чьи корни — в Чаусском районе. Он приехал сюда вместе с сыном, посетил в Могилеве краеведческий музей и музей этнографии, побывал в Чаусском районном музее, в Веремейках, откуда были родом его предки. А на постой туристы останавливались в агроэкоусадьбе. Они остались довольными путешествием в Беларусь, все им понравилось. Это так называемый ностальгический туризм. Много говорится, что Могилев должен иметь какой-то узнаваемый на рынке туристических услуг бренд, но, на мой взгляд, его искать уже не надо, чем не «фишка» — образ льва. Тем более, есть и красивая легенда, связанная с этим образом. Замками европейцев действительно не удивишь, но вот своеобразный Свято-Никольский монастырь им очень интересен. Привлекают туристов наша природа, самобытные фестивали вроде «Александрия собирает друзей». А вообще, чтобы иностранцам было на что посмотреть, нужно больше вкладывать в восстановление исторических памятников. Вот возили мы китайских туристов в Грудиновку, показали им графский дом Толстых, усадьбу XIX века, но она постепенно превращается в «графские развалины», а денег на реконструкцию нет. Интересно зарубежным туристам и наследие советской эпохи — та же «линия Сталина», популярны различные милитари-туры: мы показывали туристам бывший военный аэродром в Быхове, который был одним из крупнейших в Европе, знакомили с бывшим партизанским лагерем в Усакинских лесах. В июле вот ждем и приезда караванеров. Словом, стремимся заинтересовать туристов чем-то уникальным, создаем интересные спецтуры, и все-таки для развития въездного туризма одних только наших стараний мало. Для массового туриста и стоимость услуг относительно высокая, и отели дороговаты. Надо, на мой взгляд, снижать цены на питание и услуги. Почему бы, допустим, не сделать это за счет льгот по налогам на землю или снижения НДС тем же гостиницам? Лучше, если приедет 10 человек с небольшим бюджетом, нежели один богатый турист — больше можно заработать за счет роста услуг.

По мнению многих специалистов, чтобы туризм приносил больше прибыли, надо, чтобы он по-настоящему превратился в отрасль экономики. Вряд ли этому способствует ведомственная разобщенность, когда охрана памятников, например, в ведении Министерства культуры, краеведение — Минобразования, туристические услуги — Минспорта и туризма. Настала, возможно, пора, когда стоит подумать о создании единого центра, который бы занимался как охраной, воссозданием памятников для привлечения туристов, так и развитием туристической инфраструктуры. К примеру, в Германии и Австрии туристическую отрасль курирует министерство экономики, в Израиле она подчинена министерству туризма. Конечно, рынок туристических услуг в Беларуси только развивается, значит, тем более нужна программа эффективных мер по развитию въездного туризма, благо тот же «безвиз» свидетельствует, что интерес к Беларуси есть. Важно подкрепить его максимальным комфортом для туристов.

Читайте также