С приближением начала Олимпийских игр в Париже вокруг них все больше накаляются страсти. Хорошо, если бы только спортивные. Они как раз соответствуют провозглашаемым Международным олимпийским комитетом (МОК) принципам Олимпийской хартии. Однако, как ни печально констатировать, спортивные страсти давно уже превратились в политические. А форумы, подобные Олимпиадам, все больше напоминают формы демонстрации политического влияния на страны, не полностью поддерживающие общеевропейские «ценности». И поскольку сейчас Россия проводит специальную военную операцию на Украине, что никак не соответствует этим «ценностям», а Беларусь – одна из самых верных ее союзников, то они и стали всеобщими объектами олимпийского отторжения.
В чем только не обвиняют российских и белорусских атлетов, правительства стран! В политизации спорта, хотя именно МОК является самым первым политизатором, своими действиями и решениями демонстрируя это. Чего только стоят условия, которые он выдвинул россиянам и белорусам, при которых их спортсмены будут допущены к парижским стартам. Во-первых, лишил олимпийской соревновательности в командных видах; во-вторых, запретил разрабатывать национальную форму спортивной одежды; в-третьих, в случае победы в честь олимпийских чемпионов из России и Беларуси не будут подниматься национальные флаги и звучать гимны этих стран; в-четвертых, МОК, как заявил его глава Томас Бах, создал специальную комиссию, которая проверяет атлетов на то, состоят ли они в спортивных обществах, курируемых силовыми структурами, и не одобряют ли спецоперацию на Украине. Наконец, организована еще одна специальная комиссия, отслеживающая содержание заявлений российских и белорусских спортсменов в средствах массовой информации и интернете. А что из себя представляет последняя структура, недавно проговорился, беседуя с небезызвестными пранкерами Вованом и Лексусом, Томас Бах. «Мы также предлагали украинской стороне, – сказал глава МОК, – и не только предлагали, предоставить нам их информацию о поведении таких спортсменов или чиновников». И означает сей факт не что иное, как приглашение украинцев к шпионажу за белорусскими и российскими атлетами. Прямо какой-то олимпийский интерпол понадобился лишь для того, чтобы не видеть их в Париже. А главными «пластунами» выбрали «незалежнікаў».
Хотя, наверное, в обстановке таких невиданных и беспрецедентных ограничительных мер и не стоит туда ехать. По крайней мере, некоторые известные чемпионы уже отказываются от Олимпиады-2024. Глава Крыма Сергей Аксенов недавно заявил, что олимпийцы полуострова туда не поедут, заметив, что Международный олимпийский комитет предал олимпийские принципы, превратился в инструмент политической мести и сведения счетов с неугодными Западу странами.
Но, как заметил президент НОК России Станислав Поздняков, даже полностью обезличенных спортсменов из наших стран действительно видеть на Олимпиаде не хотят. И мэр Парижа Анн Идальго честно призналась в этом: «Я хочу сказать российским и белорусским атлетам, что им не будут рады в Париже».
А журналист канадского издания The Globe and Mail Кэтал Келли, дежурно обвинив Россию в использовании атлетов в качестве инструментов пропаганды, опубликовал своеобразную памятку, как к ним нужно относиться во время состязаний. «Почему к ним следует относиться иначе, чем к российским пропагандистским целям? – патетично вопрошает этот щелкопер. – Поэтому никаких приветствий. Никаких подбадриваний на церемонии открытия или во время соревнований. Никаких рукопожатий. Никаких аплодисментов». И заключил: «Людям нужно вести себя исключительно так, словно России там нет». Естественно, сии «советы» направлены против и белорусских спортсменов.
Спросить бы говоруна: каким образом другие страны не используют своих атлетов в пропагандистских целях? Ведь и спортивный график, и ритуал награждения со всей его атрибутикой для всех одинаков. Выходит, что и все «пропагандируют» одинаково. А что побеждают наши чаще других, так это упорнее тренироваться надо…
Конечно, Олимпиада – желанный старт для любого спортсмена, которому предшествуют четыре года упорнейшего труда, пота и физических сил. Поэтому, что называется, язык не поворачивается отговаривать от участия в ней. Но нельзя и не предостеречь в том, что можно оказаться в таком контрпропагандистском коконе и при таком моральном прессинге, что станет не до стартов. И хоть тот же МОК обещает создать одинаковые условия проживания, питания и пр., исходя из предыдущих его действий в эти обещания верится с трудом. Любое отклонение от требований принимается в штыки.
Достаточно проанализировать реакцию функционеров МОК на организацию Игр Дружбы, которые в сентябре собирается проводить Россия. Это крупномасштабное спортивное событие с участием спортсменов из более чем ста стран уже объявлено вне олимпийского закона. Президент Международного антидопингового агентства (WADA) Витольд Банька заявил, что участие стран в Играх Дружбы – политический вопрос. Федерациям следует избегать участия, комитеты и страны должны также избегать участия в этом мероприятии. Идея проведения Игр Дружбы немного противоречит Олимпийским играм.
Ему вторит МОК: «Это циничная попытка Российской Федерации политизировать спорт. Комиссия спортсменов МОК, представляющая всех олимпийцев мира, выступает категорически против использования спортсменов в целях политической пропаганды». И складывается интересная картина: лозунгов и призывов вдосталь, а фактов нарушения олимпийских принципов, фактов пропагандистской окраски состязаний почему-то нет. Их не может быть априори. Потому что спорт прежде всего проникнут духом состязательности, дружбы и соперничества на аренах, а не в политических институтах. Придерживаясь иных, именно политических подходов к запретам одних и допускам других спортсменов, МОК сам до пределов политизировал спорт. И потому, считает двукратная олимпийская чемпионка, пятикратная чемпионка мира по биатлону россиянка Светлана Шмуратова, МОК изжил себя. Надо проводить контрмеры, организовывать свои соревнования, развивать спорт внутри страны. Нужно выходить с предложениями Игр БРИКС, Игр Дружбы, работать в этом направлении. А обращать внимание на их посулы – неправильно и неактуально.
Трудно не согласиться.