Сегодня перед вузами стоит задача дать не только хорошие знания, но и подготовить человека, гражданина и патриота – Петришенко

Фото: Мариам Табагари 

Белорусско-Российский университет посетил заместитель премьер-министра Игорь Петришенко. В ходе визита он познакомился с выставкой достижений вуза, в том числе с успешными научными разработками, имеющими прикладной характер, а также с деятельностью учебного заведения, направленной на развитие талантов и способностей студентов. Были проанализированы вопросы совершенствования образовательного процесса.
 
– Мы обсуждали с ректорским составом имеющиеся резервы для того, чтобы поднимать образовательные стандарты и улучшать методику приема студентов. Например, зачислять без вступительных экзаменов или на определенных льготах победителей профильных олимпиад, – поделился планами Игорь Петришенко.
 
Он рассказал, что с этой же целью с 1 января текущего года осуществлен первый набор в Детский технопарк в Минске. А это еще одно доказательство высокого уровня подготовки школьников по техническим специальностям, что и позволит им на соответствующие специальности в технические вузы страны поступать без конкурсного отбора.
 
– Поднимались вопросы обучения в магистратуре, пополнения профессорско-преподавательского состава молодыми учеными, которые будут и сами готовиться, и учить следующие поколения студентов. Кроме этого, вуз должен отслеживать своих выпускников: как они реализовались в жизни, на первом рабочем месте. Может, кого-то недоучили, недовоспитали? Это зона ответственности и вуза, и коллектива, в который выпускник пришел работать. Такой подход позволит активно вовлекать молодежь в созидательный процесс собственной подготовки и стимулировать ее вносить вклад в развитие страны, – отметил заместитель премьер-министра.
 
По его словам, подходы в образовательном процессе должны меняться, потому что сегодня перед вузами стоит задача не только дать хорошие знания, но и подготовить человека, гражданина и патриота.
 
– Эта работа заключается не только в том, чтобы преподавать тот или иной предмет, но и, самое главное, всесторонне развивать нашу молодежь. Сюда входит и физическая подготовка, наши студенты должны иметь возможность реализовывать свои творческие способности, принимать активное участие и в общественной жизни вуза, то есть, чтобы не только преподаватели формировали микроклимат студенческой среды, а и студенты участвовали в этом. Сегодня в каждом университете есть свои традиции, налажен взаимоуважительный диалог между профессорско-преподавательским составом и студентами. Эти традиции должны развиваться и дополняться новыми форматами, – отметил Игорь Петришенко.
 
БРУ – особенный вуз: в нем синтезированы образовательные методики Беларуси и России. Это первый такой проект, реализуемый в белорусско-российском образовательном пространстве, который готовит в том числе специалистов инженерного профиля.
 
– Мы видели сегодня разработки, которые использовались при строительстве атомной электростанции в Островце. Очень приятно, что студенческие отряды принимали участие в реализации этого проекта и как строители. Был представлен на выставке и ряд разработок, которые внедряются в промышленную сферу на таких гигантах, как БЕЛАЗ. Все эго свидетельство того, что вуз идет в ногу со временем и готовит специалистов под потребности нашей страны и экономики, – отметил вице-премьер.
 
Развитие для соответствия запросам времени всегда было особенностью БРУ. Только за последние два года в нем появились 8 новых направлений по белорусским и российским образовательным стандартам.
 
– Вуз развивается, что соответствует посылам, которые звучали на VI Всебелорусском народном собрании. В частности, открываем новые специальности. Кроме этого, наши лаборатории оснащаются самым современным оборудованием. Готовим специалистов в областях машиностроения, строительства, энергетики, IT-технологий. Также активно взаимодействуем с научными и образовательными организациями Российской Федерации. У нас заключено более 100 международных договоров, из них более 60 – с вузами России, в том числе двадцать – в течение последних нескольких лет, - отметил ректор Белорусско-Российского университета Михаил Лустенков.
 
Он также рассказал об участии вуза в экспериментальном проекте «Университет 3.0», о подготовке ориентированных на современный рынок труда специалистах, которые могут не только разрабатывать и предлагать ноу-хау, но и реализовывать их на практике.
 
– Все студенты вуза трудоустраиваются, даже те, кто получает образование на платной основе, если желают получить первое место работы. Специальности машиностроительного профиля, к примеру, сейчас особенно востребованы: на одного студента приходится иногда по две-три заявки, – рассказал Михаил Лустенков.
 
Белорусско-Российский университет осваивает и гуманитарные направления.
 
– Планируем и дальше расширять перечень специальностей, особенно таких, которые связаны с высокотехнологичными областями промышленности, в том числе отходим от концепции профильного технического университета. Например, открыли специальность «зарубежное регионоведение» и уже осуществили первый набор в прошлом году. Открываем и специальности физико-математического направления. Готовим документы на специальности, связанные с геодезией и нефтегазовым делом, – поделился планами ректор.
 
Он также обратил внимание на то, что за последние пять лет в БРУ открыто больше специальностей, чем за все время его существования, а вузу в текущем году исполняется 60 лет.
 
– Время требует динамичного развития: технологии, которые были актуальны на первом курсе, к четвертому уже могут устареть. Поэтому именно перечень новых специальностей и направлений подготовки призван ответить на эти вызовы. Прекратили набор на специальность «маркетинг», но открыли на «электронный маркетинг», теряющий востребованность экономический профиль объединяем с более популярными, – резюмировал ректор.
 
Второй частью визита заместителя премьер-министра в БРУ стала встреча с профессорско-преподавательским составом и студентами. Обсуждались вопросы совершенствования образовательного и воспитательного процессов, привлечения молодежи в университетскую науку, варианты поддержки молодых ученых.

Читайте также