Потоки нахлынувших на Европу проблем, коллизий и важных политических событий как-то незаметно отодвинули в тень ход расследования взрывов, прогремевших на газопроводах «Северные потоки» и выведших их из строя. Выведших так, что восстановление этих подающих газ веток практически стало невозможным.
Нет, технически устранить аварию, наверное, есть возможность. Но, во-первых, уж непомерно велики убытки, понесенные акционерами от повреждения двух «Потоков». Кстати, их понес не только российский «Газпром», но и немецкие газовые корпорации. А во-вторых, чтобы ликвидировать последствия аварии, потребуются также немалые капвложения, на которые никто не спешит подписываться, поскольку все яснее проступает причина диверсионного посягательства на то, чтобы российский газ пришел во многие страны Европы. Но об этом позже.
Несмотря на то, что точки над «і» в расследовании этого террористического акта – а иначе его и не назовешь – далеко не поставлены, нынешние вялотекущие следственные действия даже каким-то ходом разбирательства считать не приходится. Шведы, норвежцы, датчане, изначально с ленцой позанимавшись этой криминалистикой, быстро к ней охладели. Скажем, датская полиция вынесла такой вердикт: «Расследование привело к выводу, что имела место преднамеренная диверсия на газопроводах. Однако нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела в Дании. Поэтому полиция Копенгагена приняла решение завершить уголовное расследование».
И не потому, что ничего установить не смогли. Совсем даже наоборот: установили такое, что предать публичности результаты показалось себе дороже. Поэтому они тихонько передали добытые материалы и доказательства «самой заинтересованной стороне» – Германии, поскольку она как бы понесла наибольшие издержки. А немцы, получив обличительные доказательства, почему-то затихарились так, что превратили их в контент строгой секретности. Почему – попробуем разобраться.
Когда «Северные потоки» еще находились на стадии планирования, германские политики двумя руками голосовали за его прокладку. Об этом периоде их издание Suddeutsche Zeitung писало: «На протяжении семи лет две большие коалиции объявляли этот газопровод «частным экономическим проектом», хотя при этом всеми силами боролись за него. Семь лет они отмахивались от сомнений своих партнеров, как от надоедливых мух. Ничто не могло заставить немцев засомневаться в благостной картине, которую нарисовала им компания Nord Stream 2 AG».
А потом, когда газопровод был практически готов, в одночасье их отношение поменялось на диаметрально противоположное. Начались проволочки с разрешениями на испытания, претензии технического характера. И в конечном итоге, что называется, бабахнуло.
После этого все бросились искать следы зломыслия. Кого только не обвиняли! Даже Россию – как же без этого, – отводя ей роль известной унтер-офицерской жены. Но потом поняли всю абсурдность подобных домыслов. Кстати, побывали в роли подрывников и украинские спецслужбы, хотя специалисты склонялись к тому, что у них не было технических возможностей совершить подрыв на такой морской глубине. Вспомнили и звонок сразу после взрывов бывшей премьер-министра Великобритании Лиз Трасс президенту Джо Байдену со словами: «Мы сделали это». Припомнили также заявления самого хозяина Белого дома о том, что США не допустит введения в эксплуатацию «Северных потоков».
В общем, назначенных виновными хватало. И лишь немногие политики брали на себя смелость называть настоящего преступника, даже несмотря на то, что Германия хранила гробовое молчание. Скажем, депутат бундестага ФРГ Штеффен Котре без обиняков заявил: «Нет сомнений в том, что главным подозреваемым являются США. Однако правительство ФРГ замалчивает информацию и препятствует расследованию диверсии и террористического акта против немецкой и российской инфраструктуры».
Немецкая партия «Зеленые», как сообщил der Spiegel, выдвинула инициативу о создании парламентской комиссии по «Северным потокам». Однако социал-демократическая партия канцлера Олафа Шольца эту инициативу зарубила. А посол России в ФРГ Сергей Нечаев с возмущением сообщал, что неоднократные российские инициативы транспарентного международного расследования, запросы на предоставление информации о ходе следствия просто игнорируются немецкими властями.
В данной истории ларчик открывался непросто. Американцы, пользуясь своим глобальным влиянием в Европе, не остановились даже перед тем, что диверсия на «Потоках» затормозит развитие экономик многих европейских государств, и прежде всего Германии. Это недавно открыто признал бывший сенатор от штата Вирджиния Ричард Блэк, заявивший буквально следующее: «Мы пошли на это (подрыв СП-2 – авт.), чтобы поспособствовать продвижению Украины в конфликте, как мы думали. В результате Россия не сильно пострадала, но это оказало разрушительное воздействие на экономику Европы, это ввергло Германию в рецессию».
Но, надо полагать, американец со своими запоздалыми раскаяниями и тут оказался неискренним. Наряду с необходимостью оказания помощи Украине не менее разрушительно на экономику европейских стран воздействовала и организованная США торговля сжиженным природным газом, который они поставляли по цене, почти вдвое превосходящей российский, если бы он перегонялся по «Северным потокам». И не случайно преподаватель Стамбульского университета Тугленур Экинджи Фуртана сравнила ситуацию в торговле американцами СПГ с «веревкой, наброшенной США на шею Евросоюза». И действительно, экспортные поставки в Европу американского сжиженного природного газа за последние два года, по свидетельству главы венгерской нефтяной компании MOL Жолта Хернади, выросли на 170 процентов. Но при этом ВВП в странах континента прирастает мизерными темпами, а кое-где и топчется на месте. Оно и понятно: с удавкой на шее глубоко не подышишь.
А Европа при этом, что называется, молчит в тряпочку. Призывы же некоторых политиков сделать ее независимой от вашингтонских махинаций как в экономике, так и в политике выглядят, по крайней мере, популистскими с учетом сложившегося положения. Ведь удавочка-то делает свое дело.