$
3.1284
3.3791
3.661

Пока НА ТОрмозе

Кто про что, а голодный про еду. Так и в Европе: кому-то интересно, чем закончится миротворчество президента США Дональда Трампа, взявшегося погасить украинский конфликт. Кому-то – наоборот, что называется, не в нюх окончание военных действий, так как позиция побеждающей России в переговорном процессе весьма выигрышная. И вместо ослабления ее, чего так жаждали и Евросоюз, и НАТО, выходит, что она получает новые силы и экономические возможности. И тут уж оказывается, что проигрывает не только Украина, но и вся Европа. 

Третьи весьма озаботились тем, как ведут себя в нынешней ситуации Соединенные Штаты. Эту заботу выразил портал Defense News, заметив, что  «складывается такое впечатление, что задача американцев состоит не в том, чтобы продвигать европейских союзников и НАТО, а в том, чтобы обеспечить вывод американских войск из региона с минимальными усилиями». 

В этом случае привыкшая находиться под защитой вашингтонского зонтика Европа как бы остается беззащитной. А поскольку на каждом шагу она делает потенциальным агрессором Россию, а свое вооружение щедро отправила Украине, оказывается, что и весь Североатлантический альянс как бы не в состоянии самостоятельно защититься. Поэтому его генеральный секретарь Марк Рютте поспешил успокоить собратьев по Блоку. «Я знаю, что у некоторых могут быть опасения по поводу будущего НАТО, – заявил он. – Итак, позвольте мне внести ясность: трансатлантические отношения и трансатлантическое партнерство остается основой нашего Североатлантического союза. Президент Трамп ясно дал понять о приверженности США и его личной приверженности НАТО, а также о том, что мы в Европе должны делать больше в плане расходов на оборону».

В последней фразе и прячется причина обеспокоенности европейцев по поводу возможного отступничества Штатов. Ведь они требуют не просто увеличения военных расходов, а практически увеличения их в два с половиной раза – до пяти процентов ВВП. Но, во-первых, далеко не всякая страна – член НАТО потянет такую сумму без ущерба для своей экономики и запланированных социальных программ. А во-вторых, в связи со свертыванием сотрудничества с Россией в энергетической и иных сферах, к которому, по словам президента страны Владимира Путина, привели более 28,5 тысячи санкций, в Европе произошел весьма ощутимый экономический спад и бюджеты стран – членов ЕС оказались со значительными дефицитами. И где взять требуемые средства, мало кто знает. Пока лишь Польша выполнила такие требования. Но ведь тоже не без выгоды. Она и Прибалтийские республики больше всех опасаются российской «агрессии», хотя никто на них нападать не собирается, о чем говорят и натовская, и американская разведки. Однако президент Польши Анджей Дуда уже, что называется, закинул удочку: «Границы НАТО переместились на восток в 1999 году, так что 26 лет спустя должно произойти также и перемещение инфраструктуры военного альянса на восток. Для меня это очевидно. Я считаю, что не только пришло время для того, чтобы сделать это, но и стало бы безопаснее, если бы ядерное оружие было здесь (на территории Польши – авт.)». 

Заявление польского президента прозвучало на фоне «грозного» предупреждения генсека НАТО России. А предупреждение это скорее подбадривало страны Альянса, чем имело международный смысл, поскольку военные эксперты единодушно сходятся во мнении, что нынче Блок в таком состоянии, что не сможет противостоять «потенциальному агрессору». Хотя Рютте и фанаберился: мол, «когда речь идет об обороне Польши и общей обороне территории НАТО, если кто-то просчитается и подумает, что ему сойдет с рук нападение на Польшу или на любого другого члена Альянса, он столкнется со всей силой этого жестокого Альянса».  

В этой истории есть и еще один существенный нюанс. Несмотря на оптимистические заверения Марка Рютте, во взаимоотношениях НАТО и США далеко не так все гладко, как он описал. В интервью изданию Time тот же Дональд Трамп сказал: «Знаете, самая большая проблема, с которой я столкнулся в отношениях с НАТО? (…) Если бы у США были проблемы, и мы позвонили им и сказали: «У нас проблемы, Франция. У нас есть проблема, пару других я не буду упоминать». Думаете ли вы, что они придут и защитят нас? Они должны это делать. Но я не так уверен в этом». 

Вот по этим причинам Североатлантический блок сейчас пребывает в некотором смятении, несмотря на то, что старается, что называется, держать марку. Даже бывший министр обороны Великобритании Бен Уоллес, несмотря на то, что в стране армии, что называется, с гулькин нос, с апломбом заявил: «Если они (США) выйдут из НАТО, это не станет концом света. Конечно, это ужасно. Но у нас в Европе есть воля и деньги, чтобы обеспечить нашу собственную безопасность и обороноспособность».

А пока Альянс пребывает, можно сказать, на тормозе. Какие-то незначительные учения проводятся – как же без демонстрации силы. Но в самих странах Блока оптимизм четко не просматривается. Все ожидают как бы заключительного судьбоносного слова дядюшки Сэма. Больше воинственности в построении европейской обороны проявляет руководство Евросоюза, хотя, казалось бы, военная сторона деятельности – не его дело. 

Так чего же приходится ожидать в дальнейшем? По мнению российского политолога Сергея Маркова, «США не выйдут из НАТО, потому что для них это инструмент американского влияния над Европой. Это не оборонительный союз, а именно элемент доминирования. Европейские страны тоже не будут выходить из Альянса, потому что выйти – значит оказаться в военно-политической изоляции».

Предсказывал политолог и период «торможения»: дискуссии и споры о том, как быть дальше. Придется наблюдать и реформирование Блока по методу Трампа, после чего «Альянс станет инструментом, обеспечивающим приход к власти сторонников американского президента в странах-участницах».

Что ж, как говорят, поживем – увидим.

                          

Читайте также