С самого начала специальной военной операции армии России на Украине российских и белорусских спортсменов международные спортивные органы, мягко говоря, кошмарили из-за придуманного ими же нарушения Олимпийской хартии. Три с половиной года атлеты наших стран не имели права в полной мере проявить себя на основных стартах, включая Олимпийские игры. О том, что это было чисто политическое решение, никак не связанное с иными причинами, и говорить не приходится. Достаточно напомнить, сколько раз с разного рода «протестами» в отношении россиян и белорусов обращались в международные спортивные органы украинцы и практически всегда получали желаемый результат. А желали они одного: лишить этих соперников высокого уровня соревновательной практики.
Однако «благодарить» за изоляцию только украинцев было бы неправильно. У них нашлось столько единомышленников, желающих насолить российским и белорусским атлетам, что не хватит Европы, чтобы только перечислить их. Помимо политической, эти «союзники» преследовали еще и чисто меркантильные цели: без наших спортсменов стало легче побеждать на турнирах разного уровня, в том числе и Олимпиадах.
Понимая всю ангажированность подобной позиции, Международный олимпийский комитет (МОК) и его прежний глава Томас Бах как бы создавали видимость неких уступок. Сначала был выдуман нейтральный статус, включающий запрет на название страны, поднятие флага и звучание гимна в случае победы наших спортсменов, а также использование национальных символов. Затем создана какая-то комиссия, которая проверяла их на лояльность иллюзорным демократическим ценностям. Но в итоге, что называется, воз запретов с места стронуть не удавалось. Правда, некоторые международные федерации по отдельным видам спорта вели свою политику, содержащую большее понимание того, что тотальная изоляция не только не способствует развитию международного спортивного движения, но и обедняет его. Поэтому разрешали участие россиян и белорусов в некоторых турнирах. Однако в целом проблема оставалась в изначальной своей остроте. Теплилась надежда, что со сменой руководства МОК (минувшим летом президентом комитета стала олимпийская чемпионка, пловчиха Кирсти Ковентри) лед наконец тронется. Но пока она не оправдывается: функционерка от спорта заявила о следовании неким «правилам».
Руководство спортивных министерств наших стран, как сейчас выясняется, все это время не сидело сложа руки. Глава российского спортивного ведомства Михаил Дегтярев не так давно высказался весьма оптимистично. «Работаем тихо, не публично, на уровне всех международных организаций, в том числе и Международного олимпийского комитета, — проинформировал он журналистов. — Лед тронулся, но не будем опережать события». Однако участие в зимней Олимпиаде следующего года, по его словам, остается проблематичным. А к стартам в Лос-Анджелесе в 2028 году атлеты готовятся в полном составе и по всем видам спорта.
Признаться, не весьма реалистичным выглядело разделение такого оптимизма. Тем более что большинство международных федераций по-прежнему выступает категорически против допуска россиян и белорусов. Старший тренер сборной России по лыжным гонкам Юрий Бородавко проинформировал о том, что скандинавские страны не желают видеть российских лыжников на соревнованиях. «Они понимают, — заметил тренер, — что если вернуть российских спортсменов, то у них будет закрыт путь к пьедесталу почета». Международный союз конькобежцев (IBU) также безапелляционно заявил: «Присутствие россиян и белорусов на международных соревнованиях невозможно до окончания конфликта на Украине». И оправдательную причину, чтобы не допустить наших мастеров фигурного катания, конькобежцев, нашел, будто топор под лавкой: мол, в правилах мероприятий и соревнований IBU не предусмотрено участие нейтральных спортсменов.
Но буквально на днях, как весенняя ласточка, прилетела первая радостная весть. Международный паралимпийский комитет (IPC) на последнем заседании своей генассамблеи вынес решение о том, что «российские (и, естественно, белорусские — авт.) паралимпийцы будут участвовать с флагом и гимном Российской Федерации и другими национальными атрибутами в Паралимпийских играх и соревнованиях по видам спорта, функции международных федераций по которым выполняет Международный паралимпийский комитет». Заслуженный тренер СССР по фигурному катанию на коньках Татьяна Тарасова с удовлетворением и радостью восприняла это известие и заметила, что все российские и белорусские атлеты хотят вернуться на международные соревнования в таком же полном национальном статусе. А министр спорта России Михаил Дегтярев высказал уже убеждение, «что этот прецедент станет ориентиром для МОК и других международных федераций, которые будут более сговорчивыми».
Только вот украинцы никак не успокоятся. Их спортивные структуры осудили решение паралимпийского комитета, потребовали его отмены, назвав позором. Однако известный американский боец смешанного стиля Джефф Монсон считает, что «политики из других стран должны извиниться перед российскими спортсменами. Это было бы по-мужски. Но ведут себя так, будто ничего не произошло».
Нет, тешить себя тем, что в международном спортивном мире вдруг наступило какое-то прозрение, приведшее к означенным решениям, не приходится. Конечно, на его принятие повлияла и работа профильных министерств Союзного государства. Но, думается, решающей стала позиция России в разрешении военного конфликта на Украине, успехи ее армии на поле боя. Есть и еще один значительный фактор. Когда встал вопрос о допуске израильских футболистов к отборочным турнирам, проводимым под эгидой Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA), поскольку Израиль ведет войну с ХАМАС на территории Палестины и его действия на международном уровне признаны геноцидом палестинского народа, то под давлением американской администрации (и этот факт никто не скрывает, о нем сообщает издание Israel Hayam) UEFA фактически амнистировала израильских спортсменов. Естественно, политика двойных стандартов даже в спорте тут выперла как дышло. Каким-то образом пытаться и дальше маскировать ее представляется бессмысленным.
Так что, как говаривал незабвенный Остап Бендер, «лед тронулся, господа присяжные заседатели», три с половиной года «судившие» российский и белорусский спорт. Нынче будем ожидать настоящий ледоход.
Рисунок Александра МИКУЛИЧА