Вы поворачиваете ключ зажигания в автомобиле, но в ответ — гробовая тишина. Иногда только тусклый свет приборов нарушает эту тишину. Это чаще всего свидетельствует о разрядившемся аккумуляторе.
Перед этим, как правило, появляются определенные признаки, которые важно заметить вовремя. Мы расскажем, на что обратить внимание и что делать, если аккумулятор все-таки разрядился.
Аккумулятор, скорее всего, разряжен, если вы замечаете эти признаки:
- Двигатель заводится с трудом. Стартер крутится медленно и вяло. Панель приборов при этом может заметно тускнеть.
- Свет становится тусклым. Фары и подсветка панели горят вполсилы, особенно на холостом ходу. При включении обогрева ситуация, как правило, становится еще хуже.
- Слышны странные щелчки. При попытке завести автомобиль из-под капота раздается треск или стрекот, но сам двигатель не проворачивается.
- На панели горит «красная батарейка». Значок обычно говорит о проблемах с зарядкой, но часто он предупреждает и о сильном разряде АКБ.
- Электрические системы работают неполноценно. Могут возникать сбои в работе центрального замка, стеклоподъемников (двигаются очень медленно или вовсе стоят на месте).
Причины разряда аккумулятора в машине
Чаще всего виной всему банальная забывчивость: включенные на ночь фары, габариты или свет в салоне могут полностью разрядить аккумулятор.
Но даже если вы всегда все выключаете, могут подвести другие факторы:
- Морозы. На холоде химические реакции внутри АКБ замедляются, из-за чего мощность и пусковой ток могут упасть на 20% и более.
- Неисправный генератор. Если он не выдает нужного напряжения или работает нестабильно, то просто не успевает восполнять заряд, потраченный на запуск двигателя и питание приборов. В этом случае аккумулятор постоянно недозаряжен и быстро садится даже после длинных поездок.
- Утечка тока. Даже при заглушенном двигателе некоторые системы (например, сигнализация или часы) продолжают потреблять энергию — это нормальный ток утечки. Однако при неисправности в электропроводке или оборудовании (короткое замыкание, поврежденная изоляция) возникает повышенная утечка тока. Она незаметно, но постоянно разряжает аккумулятор, что может привести к его полному разряду всего за несколько дней простоя.
Почему важно заменить аккумулятор заранее (летом или осенью)
Замена аккумулятора — это не экстренная мера, а разумное плановое действие. И лучшее время для него — конец лета или осень.
И вот почему: летом батарея работает на износ, питая мощный вентилятор охлаждения, кондиционер и другие системы. К началу холодов ее ресурс часто оказывается серьезно истощен. Зима, в свою очередь, предъявляет к аккумулятору максимальные требования. Ослабленная батарея может не провернуть промерзший двигатель холодным утром, оставив вас в неприятной ситуации.
В интернет-магазине аккумуляторов 1AK.BY в Могилеве вы можете не только выгодно купить АКБ, но и получить квалифицированную консультацию по подбору. Специальные условия действуют на модели повышенной надежности от брендов Force и «Тюмень». Отдельного упоминания заслуживает Zubr — эти батареи ценятся за устойчивость к глубоким разрядам и длительный ресурс службы в условиях белорусской зимы.
Что делать, если аккумулятор все-таки сел?
Если батарея все же разрядилась и не позволяет запустить двигатель, то существует несколько вариантов решения проблемы:
- Это самый известный среди автовладельцев метод. Потребуется найти помощника с исправным АКБ и комплект проводов достаточного сечения. Техника выполнения: сначала подключите красный провод к плюсовой клемме разряженного аккумулятора, а затем другой его конец — к плюсу рабочей батареи. Черный провод подсоедините к минусу донорской АКБ, а второй конец — к неокрашенной металлической детали в подкапотном пространстве или к минусу вашей батареи. После запуска мотора провода следует аккуратно отсоединить в порядке, обратном подключению.
- Если искать того, кто «прикурит», не хочется или попросту не у кого, то альтернативный вариант — портативное пуско-зарядное устройство. Иными словами: бустер. По-хорошему один такой должен всегда лежать в багажнике.
- Если время терпит, то есть вариант снять АКБ и зарядить ее стационарным устройством. Медленная, «щадящая» зарядка — иногда лучшая «терапия».
Однако, если разряды случаются регулярно без видимых причин (например, вы не забываете выключать фары), то это может сигнализировать о неисправности в электросистеме автомобиля или о том, что ресурс аккумулятора исчерпан. В этом случае самый разумный и безопасный шаг — визит в сервис. Специалисты проведут диагностику, найдут источник проблемы и заменят АКБ, если это необходимо.
Профилактика аккумулятора
Своевременные профилактические меры выступают наиболее эффективным способом предотвращения внезапного разряда: регулярное техническое обслуживание позволяет выявить потенциальные проблемы на ранней стадии и значительно продлить срок службы. Вот что именно можно сделать.
Регулярный мониторинг состояния АКБ
Систематическая проверка уровня заряда и плотности электролита (для обслуживаемых моделей) позволяет объективно оценить исправность аккумулятора. Рекомендуем проводить замеры напряжения с помощью мультиметра — при заглушенном двигателе.
Нормальное напряжение полностью заряженной батареи составляет 12,6–12,7 В. Значение ниже 12,4 В указывает на необходимость подзарядки. Справедливости ради отметим, что для свинцово-кислотных АКБ оптимальная плотность электролита находится в диапазоне 1,26–1,28 г/см³.
Контроль работоспособности генератора
Генератор является основным источником заряда во время движения автомобиля. Собственно, его неисправность неминуемо приводит к глубокому разряду аккумулятора. Следует периодически проверять напряжение на клеммах АКБ — при работающем на холостом ходу двигателе и включенных потребителях (например, фарах). Значение должно находиться в пределах 13,8–14,5 В. Отклонение от диапазона свидетельствует о неисправности.
Диагностика «паразитных» утечек тока
Даже при заглушенном двигателе некоторые системы автомобиля (охранная сигнализация, часы, блок управления) потребляют электроэнергию. Это нормально.
Однако превышение нормы потребления (более 50–80 мА) указывает на наличие «паразитной» утечки, вызванной, как правило, неисправной электропроводкой: ток за несколько дней может полностью разрядить даже новый аккумулятор.
Проверку на утечку следует доверить квалифицированным специалистам.
Выбор изначально качественной АКБ с корректными параметрами
Установка аккумулятора, не соответствующего техническим требованиям по, скажем, току холодной прокрутки или емкости, ведет к ускоренному износу и проблемам с запуском.
До 30% преждевременных отказов АКБ связаны с неправильным подбором или априори низким качеством самой батареи. Рекомендуем выбирать продукцию проверенных брендов, ориентируясь на рекомендации производителя ТС.