Блуждая по ютуб-каналу, случайно кликнул по выданной поисковиком картинке. И заинтересовался. В первую очередь потому, что увидел на экране монитора лица знакомых могилевских представителей протестного движения. Естественно, захотелось послушать, о чем же они рассуждают. Ведь оппонентов, как говорится, нужно знать не только в лицо, но и их позицию по различным проблемам.
Оказалось, что журналист Владимир Лапцевич, правозащитник Александр Бураков, медиаэксперт Павлюк Быковский собрались, чтобы порассуждать о том, как «желтеет» наша могилевская региональная пресса. Льщу себя надеждой, что не хуже тех, кто взялся обсуждать эту «проблему», знаком с печатными и электронными изданиями Могилевщины, поскольку работаю на журналистском поле более 45 лет, из которых четыре десятка – в нашей области. Но почему-то никакой желтизны, как принято выражаться, в провластных изданиях не замечал. Здесь все больше превалируют красно-зеленые, под цвет Государственного флага, тона. Поэтому сразу же закралось подозрение об идеологическом дальтонизме этой экспертной конторы. В принципе, так оно и оказалось.
Но если бы участники наряду с затяжным эфирным мычанием еще и не утрировали и не преувеличивали, раздувая, как из мухи слона, несуществующую проблему, то и разговора бы не получилось. А надо же о чем-то почти сорок минут болтать. Вот и болтали.
В репосте из Евро-ньюс нашего телеграм-канала нашли оскорбление европейской корреспондентки, которой, как там сказано, следовало бы «плюнуть в глаза» не просто за фейковую информацию о том, что белорусские пограничники мигрантам предлагали оружие для противостояния польской пограничной страже. А за провокацию, которая могла привести к военному конфликту между государствами. Да за такое не только плюнуть, но и по закону привлечь мало бы было. Тем более что источником получения этой информации она назвала неопределенно-аморфное «слышала». От кого или из каких таких официальных источников – это «объективную» репортершу не волновало. Главное – прокукарекать, а там – хоть не рассветай.
Так вот, чтобы избежать таких плевков, как говаривал Жванецкий, «тщательней надо, ребята». Однако для «демократической» прессы это не суть важно. Куда важнее, чтобы новость была «погорячее». О правдивости ее забот нет.
По-детски беспомощными выглядели и комментарии «экспертов», которые не могли назвать ни одного факта из обширной могилевской прессы, которые бы отсвечивали «желтизной». Оставив эти тщетные попытки, они лишь пускались в пространные рассуждения о том, что неуважительные выражения в адрес оппонентов, то бишь участников и верхушки протестного движения, разжигают национальную рознь, оскорбляют сотрудников «независимых» изданий и телеграм-каналов. И в этом плане был сделан упрек «колумнисту Кубеке», который, видите ли, оскорбительно называл в своих публикациях протестовавших в послевыборный период «змагарамі», «невероятными» и т.д. И участников обсуждения нисколько не смущало то обстоятельство, что они простые лексические единицы записали в разряд жаргонизмов и оскорбительных терминов. А ведь эти термины пошли в употребление как раз из протестной среды. Так на что же тут обижаться?
Но это, можно сказать, частности. Вся многонудная беседа практически ни о чем лишь показывала беспомощность в аргументации своих позиций ее участниками. И более того, некомпетентность. Так называемая «провластная» пресса, к которой отнесли и «Могилевские ведомости», по их мнению, существует за счет бюджетных вливаний. К этой группе пришпилили и частную газету «Вечерний Могилев», которая издается несколькими учредителями из состава членов редакционного коллектива. Она же в немилость попала потому, что стоит на четкой позиции неприятия ЛГБТ-движения. А это значит, что посягает на общеевропейские человеческие «ценности», за которые сейчас борется весь «просвещенный» мир. Естественно, свою толику в эту борьбу внесли и участники беседы, охаяв издание.
Слушая этот бред, так и хотелось спросить у «компетентных» собеседников: «Вы о чем, ребята?» Известно ли вам, что практически все нынешние печатные издания Могилевщины работают на самоокупаемости и в финансовом отношении зависят лишь от своего творчества и симпатии к ним читателей и рекламодателей. И прежде, чем бить в колокола по поводу и без оного, стоило бы, что называется, заглядывать в святцы.
Правда, ведущий программы Лапцевич все же как бы попытался заглянуть в религиозные каноны и привел библейское выражение по поводу времени разбрасывать камни и времени собирать их. Но, опять же, в собственной интерпретации: мол, пока в польских пограничников с белорусской стороны летят камни. И хоть бросают их в ответ на нечеловеческое к себе отношение мигранты, скопившиеся на границе, собирать их (читай – отвечать за это) придется белорусской власти.
И вроде бы насчет камней не соврал. Но ведь не упомянул о водометах, почти в нулевую температуру обливавших тех же самых мигрантов отравленной водой. Промолчал и о стрельбе поляков поверх голов из автоматов, метании на нашу территорию шумовых и световых гранат. По всем этим фактам возбуждены уголовные дела и ведутся следственные действия. Просто не заметил, не придал значения. Но ведь не соврал! Выходит, и взятки гладки.
Да, камни собирать придется. Что уже и делают политики Евросоюза, организуя вывоз мигрантов в страны их прежнего проживания, перечисляя немалые средства на содержание тех, кто не желает возвращаться в разрушенные дома. Беларусь им не мешает. Камни нам не нужны. Фундамент нашей страны создан прочно. А вот им, европейцам предстоит немало потрудиться, чтобы укрепить свои, поскольку в Старом Свете почти не найти страны, где бы не происходили протесты и столкновения с полицией. Естественно, с жертвами. И отвечать за противоправные действия придется. Но это, как говорится, уже другая история.