Один мой знакомый «психанул»: уволился с работы на заводе. Начальник цеха сделал ему, мастеру участка, замечание по поводу каких-то упущений, он начал оправдываться: мол, не виноват в них, не его это обязанности. Как водится, слово за слово… Начальник приказал исправить недочеты, а тот воспротивился: пусть тот исправляет, по чьей вине они появились.
В общем, один за непослушание пообещал уволить по статье. А второй – сам уйду, и написал заявление. Долгое время фанаберился: такой работы, мол, сколько угодно найти можно, на одном заводе свет клином не сошелся. А потом, побегав по предприятиям, поостыл, поскольку нигде его не взяли — нет вакансий. Жена в отпуске по уходу за ребенком, жили на одно детское пособие. А знакомый просто вкалывать не хотел, поджидал, когда подходящая должность подвернется. Привык командовать, поэтому к станку или еще на какое место попроще идти не желал. Получалось, как в том анекдоте, когда один устраивающийся на работу утверждал, что может быть только начальником, потому что у него начальное образование.
В связи с этим почему-то вспомнилось советское время, когда безработицы как таковой не было, поскольку предложение работы превышало спрос. Но и тогда начальники даже очень порядочного ранга сбивались в бригады и, что называется, шабашили: строили в колхозах сенажные траншеи и башни, возводили коровники. Для этого помимо ежегодного отпуска брали еще отпуск, как формулировали, без содержания «по семейным обстоятельствам». Вкалывать приходилось добросовестно, не по восемь часов в день. Зато приносили домой в семью хорошие деньги. Даже очень хорошие. Знаю такого «шабашника», который за три захода купил себе автомобиль.
Сейчас, если верить статистике, безработица не столь велика. Но поскольку подсчеты ее ведутся исходя из количества официально регистрируемых на так называемой бирже труда, полной картины трудовой занятости такой подход, естественно, не дает. Однако речь не о том. Ведь все равно вакансии, которые предлагают центры занятости, не заполняются. Более того, не все жаждущие получить работу соглашаются на профессиональную переподготовку, смену прежней профессии. Хотя, казалось бы, если обостряется проблема обеспечения семьи, то, как выход из ситуации, можно пойти и на этот шаг. Тут уже не сами безработные, а государство ищет, что называется, варианты.
Кстати, и не только эти. Законодательством закреплены упрощенные подходы к регистрации индивидуальных предпринимателей — тех, кто решил открыть свое дело и получать доход именно от него. Причем хочешь стать ИП – обращайся за ссудой, которая на первоначальном этапе финансово поможет в разрешении организационных проблем начала деятельности. Большие послабления государство дает предпринимателям и в налоговой сфере.
Если человек чувствует, что не потянет как предприниматель (разные бывают на это причины), средства на жизнь можно зарабатывать еще проще. В социуме появилось понятие самозанятых лиц. Этот статус дает возможность людям, обладающим какими-нибудь способностями в различных сферах, не только постоянно развивать их, но и зарабатывать при этом деньги. Скажем, человек выказывает интерес к какому-то виду прикладного искусства, например, резьбе по дереву. У него неплохо получается, даже если он лишь тачает деревянные ложки. И сейчас этот «ложечник» может беспрепятственно продавать свои изделия, не заявляя об этом в налоговые органы.
Резьба по дереву – всего лишь один пример. А статус самозанятого открывает перед работником неограниченные возможности сочетать приятное с полезным. В некоторых же случаях такие занятия приносят доходы, сравнимые с заработками на больших производствах.
Да мало ли сфер приложения собственных рук, если есть стремление найти им занятие, чтобы содержать и себя, и семью! Главное, чтобы было желание трудиться. Вон на селе, особенно в страдную пору, умелые работящие руки на вес золота, поскольку их для всех работ не хватает.
Кто привык к труду, тот не может оставить свои руки в покое даже тогда, когда уходит, как принято говорить, на заслуженный отдых. Речь о пенсионерах, продолжающих трудиться и в преклонном возрасте. Как утверждают статистические данные, сейчас только в нашей области трудовые биографии продолжают тридцать четыре с половиной тысячи тех, кто получает пенсии. И делают они это не только и не столько для того, чтобы повысить свой достаток. С возрастом потребности человека значительно уменьшаются, так что пенсионных выплат бы хватило. Просто человек в коллективе чувствует себя в социуме, нужным и делу, которое делает, и людям. Поэтому среди работающих пожилых людей 75 человек отсчитывают уже девятый десяток жизни. Вот с кого нужно брать пример.
…А знакомый все ищет подходящую должность. Только из-за затянувшихся поисков испортились отношения в семье: неработающий «добытчик» стал иждивенцем. Сам он пребывает в депрессивном настроении, стал раздражительным, скандальным. И его пример еще раз убеждает в правильности поэтических строк Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться…»