– Ну ты погляди на него… Симпатичный дядька… И чего ему не хватало?
Это один из мужчин, сидевший на соседней парковой скамейке, отреагировал на газетную заметку. Благо, киоск через дорогу. Почему бы прямо здесь и не обозреть прессу.
Второй, сидевший рядом, как-то полуиронично заметил:
– С чего бы это вдруг ты так возбудился?
И визави вместо подробных объяснений буквально к носу приблизил свежий выпуск газеты. После нескольких минут погружения в заметку возмущались уже дуэтом. Да так страстно, негодующе, что невольно и меня вовлекли в сценарий импровизированной политинформации.
Оказалось, катализатором эмоций стало сообщение о задержании с поличным председателя одного из райисполкомов. Крупный чиновник соблазнился взяткой около трех тысяч долларов. Не сказать, чтобы сумма такая уж заоблачная. А вот, поди ж ты – попутал бес.
Хотя так ли уж сразу и одномоментно? Вчера беленькое, а сегодня – черненькое. Так стремительно, калейдоскопично только в детских мультиках бывает. Тут же дело обстояло принципиально иначе.
По информации тех же оперативников, соблазн к должностным злоупотреблениям уже долгое время как «прописался» и в его служебном кабинете, и в его далеко не праведной душе.
С некоторого времени, войдя во вкус, так инсценировал решение иных хозяйственных вопросов, что они тут же начинали граничить с криминальными. Будь то закупка средств защиты растений, семян, запчастей или контактирование с коммерческими структурами. Тут уж, как говорится, само собой. Коммерция – она и есть коммерция. Проза производственной обыденности вдруг начала казаться поэзией денежного знака. Хотя какая уж тут романтика… Противозаконная сделка остается таковой во всех ее проявлениях.
По внешнему виду парковых приятелей, да и по уровню аргументации неожиданно возникшей дискуссии можно было предположить, что писатель Карамзин остался за кругом их чтения. А ведь это именно он, еще и великий историк, на вопрос о том, что делают на Руси, с душевной болью заметил: «Воруют-с!»
Братцы, давайте глянем на календарь – более двух веков минуло. А мы, увы, все «поворовываем-с»?! Далеко не все, конечно. Но даже и отдельно взятые рецидивы сильно огорчают. Они ведь уже не просто вырванные из бытийного контекста факты, а, как говаривал анекдотичный чукча, «тенденция, однако». Личный потребительский мотив нет-нет да и заглушает нравственный.
Откуда ж такая непреходящая ненасытность? Неужели от простой арифметической логики: две тысячи больше, чем тысяча. Три больше, чем две, и так далее по цифровому диапазону. Грустно, если все это так просто и примитивно.
Нечто похожее по прямой ассоциации однажды узрел на местечковом детском пляже. Бабушка, дающая внуку уроки плавания, настойчиво повторяла ему одну и ту же фразу:
– Греби под себя!
Вот многие и «гребут». Только, к сожалению, совсем в ином смысле. Далеком от «осводовских» правил и установлений. В такой же степени и от общечеловеческих моральных принципов. Когда гребут не только под себя, но и для себя.
Кто спорит, в самих материальных потребностях нет ничего предосудительного. Все мы люди, все мы «человеки». Вот бы только с принадлежностью карманов четче разобраться.