После деноминации работы у эндоскопистов Могилевской областной детской больницы существенно прибавилось. «Практически каждый день к нам поступают дети, проглотившие то, что глотать совсем не нужно», – с этих слов начался наш разговор с заведующим эндоскопическим отделением МОДБ Алексеем Гавриловым. И в подтверждение, спустя каких-то 20 минут, в больницу попадает 3-летний мальчик, проглотивший, как выяснилось чуть позже, 5-копеечную монету.
Арахис и вишни – не для малышей
– Не поверите, но с начала года к нам попало четверо малышей, у которых из дыхательных путей пришлось доставать арахис! – рассказывает Алексей Михайлович. – И вот думаешь: зачем маленьким детям его давать? Как минимум, это сильнейший аллерген. Кроме того, это же дети, жевать еще толком не научились. Завертелся-закрутился-засмеялся, и все – опаснейшая ситуация, при которой ребенка можно просто не успеть спасти. Или вот буквально месяц назад поступил 8-месячный малыш. В дыхательных путях у него застряла вишенка (!). И снова вопрос: зачем предлагать ягоды такому маленькому ребенку? К сожалению, внятного ответа от родителей в таких ситуациях ждать, как правило, не приходится.
В эндоскопическое отделение Могилевской областной детской больницы поступают несовершеннолетние со всей области, поскольку в райцентрах нет необходимого медицинского оборудования, да и детские эндоскописты – большая редкость. Но у областной детской есть огромное преимущество даже перед другими областями – эндоскопическая помощь здесь оказывается круглосуточно, что позволяет минимизировать промежуток времени от момента проглатывания ребенком инородного тела до момента его изъятия из организма.
Раз копейка, два копейка…
Копейки сегодня, конечно, глотают чаще всего. Только за последнее время эндоскописты извлекли из детских желудков и пищеводов 23 монеты. Были среди них и советские, и российские, и украинские, и белорусские... Алексей Михайлович достает куклу-копилку, которую в отделение приобрели как раз после деноминации, когда число пациентов начало стремительно расти. Теперь все находки медики оставляют у себя, используя их как наглядное пособие для профилактической работы с родителями.
– Но если пациенту очень нужно – возвращаем, – продолжает завотделением и вспоминает недавний случай. – Был у нас 10-летний мальчишка, который проглотил монету, пряча ее во рту от отца. Мы, понимая, на какой риск пришлось пойти мальчишке, чтобы завладеть заветной денежкой, вернули ему монету. Папу, конечно, в известность поставили и провели профилактическую беседу. Хотя, сами понимаете, за время пребывания в нашем отделении родители начинают на многие вещи смотреть по-другому, осознают, какая опасность грозила их чаду. Кроме того, видят, какой это стресс непосредственно для ребенка. Во-первых, сам поход к врачам далеко не у каждого маленького пациента вызывает восторг. Второй момент – всем детям процедура проводится только под наркозом, что тоже большая нагрузка на несформировавшийся организм.
В зависимости от инородного тела, попавшего в маленький организм, от того, сколько оно находится внутри (а бывали случаи, вспоминают медики, и по полгода монеты в желудке стояли), вмешательство может длиться от 30 минут до полутора-двух часов.
«Огонь»-батарейка
Вместе с тем детям не всегда требуется «радикальное» медицинское вмешательство. Бывают случаи, когда по пути в больницу инородное тело (чаще всего монеты) успевает спуститься в кишечник. Тогда, как правило, специалисты рекомендуют наблюдать ребенка, следить за его «походами в туалет». Но это только в тех случаях, когда речь не идет о батарейках или острых предметах. А ведь малыши проглатывают и иголки, и булавки, и стекло, значки, лезвия. Здесь вариантов нет – только экстренное вмешательство.
– Батарейки, даже если они кажутся разряженными, то есть с ними не работают игрушки или приборы, очень опасны для человеческого организма, ведь в них остается заряд, достаточный для того, чтобы обжечь пищевод или желудок, – объясняет Алексей Гаврилов. – Если ребенок проглотил батарейку, ее нужно достать как можно быстрее. Опытным путем доказано, что она «сделает дырку» за 2 часа с момента попадания внутрь. Последуют осложнения, с которыми справиться будет непросто. Ребенок может стать инвалидом и даже умереть. Вспоминается случай, когда в детской больнице одного из областных центров у ребенка в пищеводе была обнаружена батарейка. Находилась она там 6 месяцев (!). Несмотря на все проводимые мероприятия, операцию, спасти малыша не удалось…
Обращает внимание специалист и на то, что сегодня производитель старается максимально «зарядить» батарейки, их производят большими по диаметру. По этой причине ниже, чем в верхней трети пищевода (а это самое узкое его место), батарейки не опускаются. Отсюда и сложности при извлечении.
В 3 года – из любопытства, в 17 – на спор
Самые частые пациенты эндоскопического отделения – дети в возрасте 3–5 лет. Но были и 6-месячные малыши, которые только начинают познавать мир, предпочитают все попробовать на вкус, поэтому неудивительно, что в детский желудок может попасть «за один прием» несколько предметов.
– Доводилось вытягивать и по 4 монеты у одного пациента за один раз, – вспоминает Алексей Гаврилов. – И это, поверьте, не предел. Но вновь возникает вопрос: куда смотрели родители? Почему-то наши мамы и папы думают, что уж их-то ребенок – самый умный и развитый – ну никак не может проглотить что-то опасное. Такие мысли, как правило, к хорошему не приводят.
Встречаются в эндоскопическом отделении и подростки. Не так давно монету пришлось доставать из пищевода 17-летнего юноши, который поспорил с товарищем, что сумеет все же проглотить «медяк»…
«Сюрприз в туннеле»
Нередки и такие случаи, когда родители говорят, что ребенок проглотил что-то, а оказывается (конечно же после проведения всех необходимых исследований-обследований), что им просто показалось. Но бывает и по-другому, когда в приемное отделение Могилевской областной детской больницы малыш поступает с подозрением на ОРИ. Из симптомов – сухой кашель и обильное слюноотделение. Медики делают рентген, и выясняется, что причина не в простуде, а опять же в родительском недосмотре.
Напоследок Алексей Гаврилов вспоминает случай, который сегодня вызывает улыбку, но если задуматься, тогда представлял серьезнейшую опасность.
– Помню, к нам поступил мальчишка, который проглотил игрушечную машинку, довольно большую по размеру. Мне сложно сказать, как он умудрился это сделать. Поэтому лучше о том, как доставали. Эндоскоп, если уж совсем по-простому, – это трубка с подсветкой. И вот заходим мы в пищевод, идем по нему, как по туннелю. И тут возникают фары, бампер… Мы подцепили машинку за бампер и осторожно достали. Вот и такие ситуации бывают.
…Выйдя из отделения, подумалось вот о чем: в эндоскопическом отделении работают, конечно, настоящие профессионалы, которым под силу справиться практически с любым случаем, да еще и с помощью самого современного оборудования, но лучше сюда, наверное, не попадать. А для этого – быть более внимательными к своим малышам, оберегать их от различного рода стрессовых ситуаций и опасностей…