Похоже, в истории старушки Европы наступают новые времена, грядут большие перемены, которые, как писал поэт, не всем уже сейчас приходятся по нраву. И катализатором их, как ни странно, выступило последнее значимое американское событие – вступление в должность президента Дональда Трампа.
На обещания, раздаваемые им во время предвыборной кампании, в Европейском союзе смотрели, мягко говоря, с подчеркнутой осторожностью. Но когда, заняв кресло в Белом доме, он начал их реализовывать, тут уж многие зашевелились, отбросив всяческие обмолвки. Даже перед своей инаугурацией Трамп показал, кто есть ху, не пригласив на ее процедуру ни одного чиновника Евросоюза. А нынешний госсекретарь США Марк Рубио, по свидетельству журнала Politico, даже не ответил на письмо главы европейской дипломатии Каи Каллас с приглашением принять участие во встрече министров иностранных дел стран – членов Евросоюза. «Рубио разговаривал более чем с дюжиной министров иностранных дел, – пишет издание, – но ни с одним представителем ЕС».
Отчужденностью американской администрации от ведущих европейских политических структур пропитан и телефонный разговор того же Рубио с главой МИД Франции Жан-Полем Барро. В результате этой беседы было распространено заявление, в котором, по словам руководителя пресс-службы Госдепартамента США Тэмми Брюса, «госсекретарь Рубио подтвердил, что альянс Соединенных Штатов и Франции играет центральную роль в обеспечении безопасности и благосостояния американского народа». Заметьте: в союзники США приглашают лишь одну страну, а не, казалось бы, мощный ЕС.
Трудно сказать, какие дивиденды получит Америка от этого сотрудничества (обсуждались экономические проблемы, взаимодействие в военной сфере), если внешний французский долг уже перевалил за три триллиона евро. Скорее всего, это сигнал той же Германии и иже с ней, что надо быть более покладистыми и лояльными в отношениях к Вашингтону. А то не успел Трамп заявить претензии на Панамский канал, как глава МИД ФРГ Анналена Бербок покивала ему пальчиком: «Любая угроза против члена НАТО или других государств, конечно, абсолютно неприемлема… Дело не в том, как президент Трамп что-то говорит (…), а в том, почему он это говорит».
Суть отношений своего заокеанского хозяина к партнерам из Европы, опасаясь, что на переговоры по Украине Евросоюз вообще не пустят, недвусмысленно высказал и Владимир Зеленский, заявив, что «США не волнует, будет ли ЕС их союзником и дальше. Вашингтон не верит, что Европа может принести Штатам что-то действительно существенное».
Несмотря на разнотемный треп, которым болеет в зависимости от ситуации глава киевского режима Зеленский, это заявление основано на реальном положении дел в европейском регионе. В связи с бесконечными санкциями в отношении России и Беларуси, ограничениями в политической и торговой сферах, вводимыми против неугодных и несогласных в самом Евросоюзе, здесь складывается далеко не радужная обстановка. Ею не на шутку обеспокоились и многие депутаты Европарламента от различных стран. Не случайно они обратились к руководству объединения с запросом, в котором весьма критично охарактеризовали его деятельность за последние десятилетия. «Проблемы, с которыми сталкивается ArcelorMittal (металлургическая компания, реализующая свою продукцию в 160 стран мира – авт.), являются последним симптомом нездорового экономического климата в ЕС, который сохраняется уже несколько десятилетий. До создания Европейского союза Европа знала, как развивать корпоративные группы, которые становились лидерами в своей области, такие как Airbus и Areane. Европа была крупным игроком в промышленности».
Далее евродепутаты констатировали: «Предполагалось, что Европейский союз сделает нас сильнее. Вместо этого он только натравливает нас друг на друга». И этот вывод не лишен оснований. Политика руководства объединения строится таким образом, чтобы, что называется, «причесывать» всех его членов под одну гребенку, не учитывая ни состояния национальных экономик, ни национальных интересов. Но геополитическая ситуация сейчас складывается так, что далеко не все, как писал поэт, согласны «бегать в табуне», а многие хотят еще, чтоб «не под седлом и без узды».
Объективно оценила группа депутатов и деятельность главного органа союза – Еврокомиссии во главе с Урсулой фон дер Ляйен. «В центре этой игры лежит Комиссия, которая не смогла разработать ничего, кроме правил и ограничений, не сделав ничего продуктивного, – написали они. – В то время как США внедряют инновации в космическом пространстве, Комиссия своими инновациями прибивает нас к земле».
Далее неизбежно последовали вопросы: что руководство собирается предпринимать, чтобы улучшить положение стран – членов Евросоюза? И вообще, способно ли оно сейчас на шаги, которые приведут к положительному результату? На них, естественно, придется отвечать. И не только словом, но и делом. Последнее в данной обстановке весьма затруднительно.
А между тем Дональд Трамп готов, как говорят в местах не столь отдаленных, вообще опустить Евросоюз, что называется, ниже плинтуса. Он уже ставит под сомнение юридическое право Брюсселя представлять все европейские народы. И приводит при этом довод: руководство ЕС не было избрано на честных демократических выборах и представляет собой «клептократический режим», уничтожающий европейскую демократию. Хотя этот режим старается трепыхаться и что-то представлять из себя. Вот и выборы Президента в Беларуси он признал противоречащими нормам «международной демократии» задолго до того, как они состоялись, что не укладывается ни в какую логику. Ну, да пусть их. МИД нашей страны призвал «так называемый коллективный Запад» сначала разобраться у себя, поскольку именно здесь «нарастает внутренняя разобщенность и деградация позиций на международной арене». Дельный совет.