Трудно представить, что на берегу реки или озера любители рыбной ловли стали бы драться за место. Просторы немалые, да и рыбных мест предостаточно. А вот в мировом масштабе подобные конфликты и недоразумения возможны, поскольку океанические водные угодья, с реками да озерами не сравнимые, поделены на сферы влияния. Но и они регулируются соответствующими договоренностями и иными нормативными актами, поскольку добыча даров моря – неотъемлемая часть экономики каждой страны.
Но недавний инцидент, обнародованный руководством Дании, показал, что рыба имеет не только экономический, но и политический вес. И совсем даже выраженный не в тоннаже или видовом разнообразии, а в политических предпочтениях правительств. Речь идет о большом сожалении правящей верхушки Дании по поводу того, что Фарерские острова, входящие в состав страны в качестве автономии, самостоятельно продлили срок действия прежних договоренностей, разрешающих российскому рыболовецкому флоту вылов рыбы в островных территориальных водах и даже заход траулеров в ближайшие порты. Конечно, не безвозмездно. В ответ Россия предоставила Фарерским островам квоту на вылов рыбы в Баренцевом море. Вот такой наметился «бартер». Причем речь идет о добыче совсем не ценных пород рыбы, а, можно сказать, ширпотреба – путассу. И лов ее
75 тысяч тонн предписано вести на особом участке моря, используемом совместно с рыбаками Великобритании. Вот такие ограничения.
Однако и они, как оказалось, не устраивают континентальные власти. И не потому, что сделка выглядит невыгодной. Тут как раз все в ажуре. Старший научный сотрудник Датского института международных исследований Флемминг Сплидсбоэль посчитал, что продление этого соглашения Фарерских островов с Россией на фоне продолжающейся специальной военной операции на Украине ставит Данию в глупое положение: мол, «самовольство» Фарер на этапе, когда «западные страны, наоборот, рвут отношения с Россией, может повлиять на европейский имидж страны».
Не нравится «исследователю» и самостоятельность самой автономии, потому что она продолжает «отношения с русскими, как ни в чем не бывало». Но, как говорил известный политик, «нравится, не нравится…». Чтобы как-то обосновать любую точку зрения, нужны убедительные факты и доказательства. Сплидсбоэль же не нашел ничего лучшего, как утверждать, что нахождение российских рыбаков вблизи Фарерских островов будет угрожать национальной безопасности не только этой автономии, но и Дании в целом. «Если там будет собираться хотя бы небольшой рыболовный флот, – вещает он, – у русских появится очевидная возможность для шпионажа, и Дания заинтересована в том, чтобы прикрыть эту лазейку».
Как же, российские сейнеры будут курсировать вблизи страны – члена Евросоюза. Это же неприкрытая угроза для, как писал поэт, «датчан и разных прочих шведов»!
А вдруг они окажутся оснащенными ракетами и пушками? Да и шпионов станут высаживать целыми рыболовецкими бригадами.
Смешно. И одновременно грустно. Ведь все эти страшилки придуманы в угоду тому же Евросоюзу. И не случайно датский «исследователь» считает, что продолжение сделки станет «вызовом для Копенгагена». Добавим: и для ЕС, поскольку в определенной степени нарушает санкционные запреты его в отношении России.
Предпринимая подобные действия, зарубежные деловые круги, конечно же, должны не упускать из виду «взаимность». Не случайно один из законов физики гласит: всякое действие вызывает противодействие, равное по силе и обратное по направлению. Вот и Росрыболовство предложило правительству Российской Федерации ввести запрет на ввоз рыбной продукции из Дании «в качестве ответной меры на заградительные действия в отношении российских рыболовецких предприятий». И кто остался в выигрыше?..
Подобные ситуации не имеют победителей. Чаще всего в них страдают те, кто затевает экономическую «драку». Скажем, сейчас аналитики-экономисты предсказывают многим странам Европы пока еще с сильными экономиками в ближайшем будущем большие неприятности. И творцами их выступают… украинцы, которые оповестили, что через год прекращают подачу российского газа по территории Украины в европейские страны. И это несмотря на то, что те являются союзниками-благодетелями для «незалежной», помогают ей и военной техникой, и финансовыми вливаниями. Франции, Германии и иже с ними придется покупать американское топливо по цене в два с половиной раза выше, чем стоил для них газ российский. Кстати, уже сейчас его закупка сократилась: если в 2021 году она составляла 160 миллиардов кубометров, то теперь всего лишь 25. А немецкий журнал Fokus замечает, что такой украинский «фокус» «может привести к перемещению производства в другие страны», в частности в США. Крупным предприятиям и концернам станет не выгодно из-за дороговизны энергоносителей производить продукцию в Европе. Тем более что она утратит свою конкурентоспособность.
Вот так Евросоюз посредством санкций в отношении России наносит удар по… Европе. А в выигрыше остаются Соединенные Штаты, стоящие как бы в стороне.
Что касается фарерской рыбы, то датские препоны не оставят Россию без этого продукта и морепродуктов вообще. У нее, как известно, достаточно как морских, так и пресноводных рыбных угодий, чтобы их «урожай» не сходил со столов россиян.