Люди довоенного поколения, наверное, хорошо помнят эти слова из популярной тогда патриотической песни, утверждавшей не наступательную, но оборонительную политику страны. И хотя в песенных строках был посыл и о том, что в случае агрессии сумеем и свою землю отстоять, не отдав вершка ее врагу, начальный период Великой Отечественной показал иллюзорность этих возможностей, если они только декларируются, но не подкреплены практическими действиями.
А на память пришла та песня в связи с обвинением в агрессивности политики Союзного государства и, в частности, намерений Беларуси в отношении польских и прибалтийских границ. Наверное, и ребенку понятно, что обвинения эти голословны. В новейшей истории нашей страны даже мыслей подобных не было. Но события в Казахстане, в которых пришлось разбираться миротворцам ОДКБ, в том числе и белорусским десантникам, а также «пристегивание» нашей страны, как ближайшего союзника России, к ее предполагаемым западными политиками действиям, захватнические намерения проецируются и на нас.
Жару европейским и американским политологам для построения подобных умозаключений поддали и последние дипломатические шаги России, потребовавшей от Запада письменных гарантий нерасширения НАТО на Восток, а также исключения возможности вступления в Альянс Украины и Грузии. Сразу же волна волнений по поводу предстоящего захвата россиянами украинских земель превратилась в цунами. И хоть наши союзники официально заявили об отсутствии территориальных претензий к Украине и непланировании военных действий против нее, шквал фейковой риторики это не уменьшило. Наоборот, стремясь держать европейское мнение в напряжении, выдумана «новость» о том, что Россия вывозит из Киева и Львова своих дипломатов с семьями. Как видим, более явного намека на предстоящую войну и выдумать сложно. Никакие опровержения градус недоверия не уменьшили.
Все больше политологов приходят к выводу, что США и Европа с использованием Украины разыгрывают какую-то провокационную комбинацию в отношении России. Именно Киев уже давно стал центром европейской напряженности. С одной стороны, американцы как бы отказываются от того, чтобы защищать Украину от российской «агрессии» с помощью своих вооруженных сил. Но с другой – именно она стала точкой преткновения в любых дипломатических переговорах с американской стороной или с НАТО. Это подтвердили и последние дипломатические встречи по укреплению европейской безопасности. На них, как известно, в который раз прозвучало заверение от России в том, что она не собирается открывать военные действия на Украине. И в то же время Канада направила в Киев отряд спецназовцев якобы для охраны своей дипломатической миссии и эвакуации ее в случае «российской агрессии». И это в дополнение к тем двум сотням военных инструкторов, которые уже находились в Украине и готовили подразделения ВСУ к войне.
Казалось бы, какие могут быть причины для такого беспокойства у Канады, когда существуют суровые международные законы касательно иностранных дипломатических миссий, оказавшихся в зоне военных действий. И они неукоснительно выполняются. Остается лишь предположить, что канадский военный контингент на берегах Днепра походит на попытку США чужими руками таскать каштаны из огня. Хотя огня-то и не предполагается. Но надо же каким-то образом поддерживать напряжение.
А тут как раз подоспел еще один повод: осуществление декабрьской договоренности России и Беларуси о проведении в феврале совместных военных учений в противовес прошедшей операции Альянса «Атлантическая решимость». Тогда в результате ее и под видом защиты прибалтийских стран и Польши от мигрантов на границах с Беларусью скопилось и удерживается до сих пор более 30 тысяч бойцов их армий и до 300 танков. В последнее время и Украина постоянно наращивает силы из националистов и радикалов.
Предстоящие же белорусско-российские маневры назвали «Союзная решимость-2022». Как отметили в военном министерстве страны, численность их участников, а также количество основных систем вооружения не превышают параметры, определенные Венским документом 2011 года, которые подлежат уведомлению.
Президент Беларуси Александр Лукашенко определил цели маневров еще более конкретно: «Это должны быть нормальные учения по отработке определенного замысла в противостоянии с этими силами: Запада (Прибалтика и Польша) и Юга (Украина)». А необходимость отработки взаимодействия коллективных с Россией сил вызвана тем, что, по словам замначальника Генштаба ВС Беларуси Павла Муравейко, «сегодня продолжается резонансная провокация, вызванная так называемым миграционным кризисом».
Президент республики также поручил установить и обнародовать сроки проведения маневров, иную возможную к оглашению информацию, «…чтобы нас не упрекнули, что мы тут с бухты-барахты какие-то войска стянули, чуть ли не воевать собираемся».
В общем ситуация находится в такой стадии серьезности, что, как говорится, надо держать порох сухим. На это и направлены предстоящие учения, на которые, к слову, в Беларусь уже начали прибывать воинские подразделения российской армии. И тогда с уверенностью можно вспоминать следующую строку приведенной в заголовке песни: «…но и своей вершка не отдадим».